Уметь рисовать на нашей специальности совсем не обязательно. Более того, подавляющая часть моих одногруппников не училась в художественной школе.

Одно дело любить мультфильмы, другое — создавать их. О прелестях обучения на мультипликатора, творческих буднях и возможных профессиях рассказывает студентка института кино и телевидения Полина Судакова.

Текст: Анастасия Федосеенко
11 сентября 2021, 17:43

— Почему ты решила поступить на мультипликатора?

— Вообще, решение поступать на мультипликатора не входило в мои планы. Я хотела посвятить свои студенческие годы классической академической живописи, так как всегда любила создавать работы руками, используя привычные материалы для творчества. Однако я понимала, что, в академию Репина или Штиглица поступить не смогу, ведь для этого нужно быть суперкрутым художником. Также я задумалась, кем буду после выпуска, и приняла решение поступать на ту специальность, где есть больше возможностей для будущей работы. К тому же сейчас в приоритете именно цифровая графика. Поэтому мой выбор пал на специальность мультипликатора, ведь мультики я люблю. Мне было интересно окунуться в закулисье создания наших любимых 2d картин.

— Как проходили вступительные испытания?

— Было несколько вступительных испытаний, которые проходили в три этапа.
Сначала нам дали список с темами. Можно было придумать сценарий и нарисовать раскадровку к советскому мультфильму на новый лад, с современными проблемами и ценностями. Например, создать перевыпуск «Простоквашино». В другой теме
нужно было раскрыть вопрос влияния мультфильмов на воспитание детей. Также была свободная тема, которою я и выбрала.

Второй этап похож на предыдущий, но темы более конкретные, нет такой свободы. Кто-то придумывал анимационный ролик к столетию вуза или, как я, создавал анимационный логотип к юбилею книжного издания.

Завершающим этапом было собеседование. Но собеседованием это сложно назвать, так как на испытании абитуриентам в индивидуальном порядке дали задание, исходя из их предыдущих сценариев. Например, сделать раскрутку одного из своих персонажей: нарисовать его с разных сторон и в характерной для него позе. Кого-то просили добавить больше кадров, чтобы сценарий лучше читался.

— Насколько важно при поступлении умение рисовать?

— Уметь рисовать на нашей специальности совсем не обязательно. Более того, подавляющая часть моих одногруппников не училась в художественной школе. Такие студенты не имеют никакого представление о том, что есть академический рисунок. Они являются самоучками, поэтому на парах по академической живописи и рисунку им приходится тяжко. Некоторые рисуют совсем плохо. Чтобы работа выглядела интересно и узнаваемо, необходимо иметь собственный стиль, и вовсе не обязательно уметь творить шедевры на холсте.

 

— Как проходят твои пары? 

— На третьем курсе почти 90% пар  творческие. Мы генерируем идеи и создаём что-то новое. Например, на первом курсе нам рассказывали о шрифтах, учили их компоновать и отличать друг от друга, так как титры в мультфильме очень важны.
Как правило, мы приходим на пару, преподаватель дает пищу для размышления. Говорит: «Хочу видеть логотип для фирмы по производству дверей». Мы обдумываем задание и приносим на следующую пару варианты логотипа. Нам говорят: «Вот с этим можно работать, а вот это  в мусорку». Мы продолжаем до тех пор, пока не получим удовлетворительный результат.


В основном мы все делаем сами, так как обучать созданию мультфильма особого смысла нет. Преподаватель лишь показывает, как работать в программе по созданию анимации, подсказывает, если что-то не получается.

Большая часть творческих заданий выполняется с помощью графического планшета и ноутбука. Мультипликатор  это не просто человек, рисующий мультики. Это еще и программист, пусть и в малой степени.

— Какой твой самый любимый предмет в университете?

— Больше всего мне нравится академическая живопись, она навсегда в моём сердце. Но следует отметить, что в нашем вузе студентов не загоняют в рамки строгого академизма, наоборот, преподаватели стараются раскрыть в каждом студенте индивидуальный стиль.

— Расскажи об итоговых и домашних работах.

— Основная домашняя работа  это создание своего мультфильма. Раз в семестр в нашем вузе проходит анимационный форум, на котором мы презентует работы, которые успели выполнить. Из-за того, что у нас полно предметов, мы не всегда можем выполнить работу вовремя. Она может затянуться на год или больше. Помимо мультфильма, каждый семестр проходит просмотр работ по академической живописи и рисунку. Мы выставляем все свои труды за полгода, а комиссия, состоящая из пары преподавателей, оценивает их. Но не обходится и без докладов и рефератов по истории искусств или экономике.

— Кем ты сможешь работать после окончания университета?

— После окончания института профиль моей работы весьма широк. Я могу стать педагогом, мультипликатором, дизайнером, художником постановщиком или режиссёром. Больше всего мне хотелось бы работать художником постановщиком. Проучившись в вузе чуть больше двух лет, я смогла прочувствовать на себе эту профессию и понять, что она сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Но, когда видишь результат своей работы, понимаешь, сколько опыта ты получил, с какими крутыми людьми смог познакомиться на съёмочной площадке. В такие моменты хочется работать еще и еще.

— Какие полюсы и минусы обучения на мультипликатора ты можешь назвать?

— В моем обучении достаточно много интересных и насыщенных моментов. Например, на первом курсе я была волонтёром на фестивале студенческих фильмов, где смогла воочию увидеть множество известных актёров, режиссёров, сценаристов и других людей, связанных со сферой кино. У меня есть возможность реализовывать любую свою идею и проходить практику на анимационных студиях, где могут пригласить работать после окончания вуза.

Мне нравится находиться в окружении творческих людей. Никогда еще меня не окружали такие прекрасные ребята.


Из минусов могу назвать то, что работа мультипликатора  это очень тяжёлый, кропотливый и долгий труд. Профессию часто недооценивают, а цена за обучение высокая. В целом с таким же успехом можно пройти курсы в интернете и получить больше знаний, так как учимся мы по большей части сами. Конечно, это касается не всех предметов.

— Какой совет можешь дать новичкам?

— Будущим мультипликаторам я бы посоветовала не бояться выходить из зоны комфорта и воплощать свои сумасшедшие идеи. Вкладывайтесь по полной. Только так вы сможете продвинуться. Если вы серьезно намерены встать на путь творца 2d мира, готовьтесь работать 24/7. Так что сил и вдохновения!

Наверх