Гид по фестивалю «Балтийский Дом»

Город

С 1 по 14 октября в Петербурге пройдет ежегодный фестиваль "Балтийский дом" и порадует холодеющий город интенсивной международной программой. Мы узнали, какой концепт скрепляет спектакли этого года, что такое "Р. Р. Р.", кого сыграл Виктор Сухоруков и как китайские актеры исполняют героев Толстого.

Текст: Анастасия Белик
29 сентября 2015, 13:30

Мария Беляева
Генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский Дом»

В этом году тон фестивалю задает Год литературы в России, так что в программе — спектакли по произведениям классической и современной литературы в постановке нового поколения театральных режиссеров мира, проявивших себя на европейской сцене. Поскольку этот «Балтийский дом» юбилейный — он пройдет уже в 25-й раз — мы собрали постоянных участников, тех, кто стоял у истоков фестиваля.


«Борис Годунов»

Фото: Дмитрий Матвеев

Фото: Дмитрий Матвеев

Эймунтас Някрошюс — режиссер литовского театра «Мено Фортас». Помимо постановок классики известен спектаклями «Песнь песней» и «Божественная комедия». Фестивальная работа прошлого года — «Книга Иова» — познакомила Петербург с актером Сильвиусом Трепулисом, который сыграет Бориса в новом спектакле.

Режиссер спектакля Эймунтас Някрошюс считается мастером постановки русской классики и раскрытия глубинных тем, которые наиболее для нее характерны: власть и место человека в вечности, вера и абсолютная сила. Потренировавшись на «Маленьких трагедиях» Пушкина, Эймунтас пошел дальше в направлении трагедии глобальной. Он взял за основу пушкинскую идею о нераздельности судьбы и вины правителя, в данном случае Бориса, и судьбы и вины народной — и перевел эту идею в плоскость сцены и на язык современности. Почему фигура Годунова до сих пор волнует художника? Возможно потому, что взаимоотношения власти и народа в России были и остаются причудливо переплетенными — под ними невозможно провести черту и записать корень уравнения. Надо думать, во многом поэтому именно спектакль «Борис Годунов» позиционируется как центральное событие фестиваля. 


Когда посмотреть: 13 и 14 октября, вторник и среда, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 4 часа, с одним антрактом


«Что делать»

Фото: Станислава Левшина

Фото: Станислава Левшина

Театральный режиссер с тридцатилетним опытом работы и трудно вообразимым списком творческих заслуг, Андрей Могучий вот уже два года является художественным руководителем БДТ.

Жанр спектакля его создатели определили как наивный реализм: возможно, это предвещает довольно бескомпромиссный взгляд на реальность. В контексте Чернышевского на ум сразу приходят те социальные утопии, с помощью которых стремились упорядочить хаос и обрести свободу собственно герои романа — Вера Павловна, Кирсанов и Лопухов. Но режиссер спектакля пошел дальше, превратив репетиции, да и их результат, спектакль, в дискуссионный клуб, в котором участвуют и актеры, и зрители. И главный вопрос на повестке дня — как определить такие категории, как свобода, любовь, честность, красота? Порой эти понятия обретают на сцене лицо, превращаясь в персонифицированные сущности: так, сразу двум актрисам БДТ довелось исполнить в спектакле Красоту.


Когда посмотреть: 8 октября, четверг, в 19:00
Где: БДТ им. Г. А. Товстоногова
Продолжительность: 1 час 45 минут


«Саундтрек моей жизни»

Саундтрек моей жизни

Спектакль поставлен шведским театром КЕФ в лице режиссера Элиаса Файнгерша. Он родился в Москве и стал музыкантом, учился в консерваториях в России, Европе и США — и в итоге начал сольную карьеру, работая с театром в Швеции.

Эта работа — нечто интермедиальное и безжанровое, на стыке спектакля, кино и концерта. Все дело в режиссере (он же исполнитель): его прозвали одновременно «человеком-театром» и «человеком-оркестром».

Используя свой талант тромбониста и электронщика, он расскажет об одном годе жизни странствующего артиста. Игрушечные городки Италии и небоскребы Нью-Йорка, ближневосточное яростное солнце и московское свинцовое небо, огромные концертные залы и камерные джаз-клубы — все это сливается, становится лишь фоном для внутренней жизни музыканта. Внимание, вопрос: как в круговороте нестабильной жизни понять и сохранить свою суть?


Когда посмотреть: 9 октября, пятница, в 19:00
Где: Малая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 50 минут


«Р. Р. Р.»

Фото: Елена Лапина

Фото: Елена Лапина

На фестивале Юрий Еремин представляет Театр Моссовета, но его имя во многом связано с Театром имени Пушкина, где он поставил знаменитых «Бесов» и «Палату №6».

Открывающий фестиваль спектакль повторяет контуры, конечно, «Преступления и наказания». К этому нас отсылает название: «Р. Р. Р.» — не что иное, как инициалы одного из главных героев мира Достоевского. В постановке нет никаких модернистских амбиций: мастер острых драматический конфликтов, режиссер Юрий Еремин просто приглашает нас снова пройти болезненный путь нравственных исканий Родиона Раскольникова. Для того, чтобы, например, переосмыслить некогда прочитанное произведение из школьной программы с позиций уже взрослого человека со вкусом и неким жизненным опытом. Кстати, одну из наиболее психологически сложных ролей в спектакле — Порфирия Петровича — сыграет Виктор Сухоруков.


Когда посмотреть: 1 октября, четверг, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 2 часа 50 минут, с одним антрактом 


«Я любил немку»

Фото: Сиим Вахур

Фото: Сиим Вахур

Нет, это не Жерар Депардье, а режиссер Таллинского городского театра Эльмо Нюганен, автор спектакля.  Пару лет назад сыграл в выдвинутом на «Оскар» фильме «Мандарины» о грузино-абхазской войне.

История, написанная эстонским классиком XX века Антоном Хансеном Таммсааре, примерно также пронзительна, как «Доктор Живаго».

Она рассказывает о том жестоком времени, когда человек в два счета терял абсолютно все по принципу «кто был всем, стал ничем». Вернее, о зарождении, развитии и гибели любви эстонца и немецкой девушки на фоне этого времени. Центральный вопрос таков: может ли сильная вера в любовь таки обойти препятствия, абсурдные с точки зрения простого человека, но стоящие выше него? Справедливо ли, что глобальная история вдруг врывается в твою судьбу, разрывает ее на мелкие кусочки и ожидает смирения?


Когда посмотреть: 10 октября, суббота, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 1 час 45 минут, без антракта


 «Минетти»

Фото: Д. Матвеева

Фото: Д. Матвеева

Ради этого спектакля русско-литовский режиссер Римас Туминас, худрук Театра им. Вахтангова, вернулся к работе в Вильнюсский малый театр после долгого перерыва.

Эта история — своеобразная театральная авторефлексия, ибо рассказывает об актере, его отношениях с публикой и обществом, быте и внутренней жизни. Старый Минетти не выходил на сцену треть века и мечтает сделать это вновь — сыграть в последний раз короля Лира, а потом спокойно встретить смерть. Примечательны в этой работе монологи главного героя — слова, часто обреченные провалиться в пустоту, никем не услышанные, но неизменно сильные, правдивые и трогательные.

Главную роль сыграл один из самых известных литовских актеров, 66-летний Владас Багдонас.


Когда посмотреть: 3 октября, суббота, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 1 час 30 минут, без антракта


«Спасти камер-юнкера Пушкина»

Спасти камер-юнкера Пушкина

Режиссер спектакля Валерия Кузнецова — актриса московского театра «Школа современной пьесы». Известна широкой публике по спектаклю «Самый легкий способ бросить курить».

Есть такая проблема культуры: порой она превращает важные имена и выдающееся творчество в клише из серии «наше все», догматизирует их школьной программой — и тем самым возводит барьер отторжения. Именно с этой проблемой работают израильский драматург Михаил Хейфец и театр «Школа современной пьесы».

Кто такой, в сущности, наш Пушкин? Как он жил? Какова природа его таланта? О чем его стихи, трагедии и повести? У нас будет, наконец, возможность найти ответы на эти вопросы и перестать морщиться при упоминании Александра Сергеевича.

 


Когда посмотреть: 7 октября, среда, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 1 час 50 минут, без антракта


 «Мертвые души»

Фото: Сиим Вахур

Фото: Сиим Вахур

Режиссер Хендрик Тоомпере — еще один представитель Вильнюсского городского театра. Среди творческих достижений Тоомпере — постановка «Бесов» и роль Булгакова в биографической пьесе.

Эта интерпретация гоголевской поэмы тяготеет к жанру трагической фантасмагории — надвременной, сатирической, полной парадоксальных ходов и какого-то инфернального гротеска. Преувеличенность свойств Чичикова и помещиков здесь поистине гоголевская, если не масштабнее: персонажи напоминают, если честно, чудовищ.

Для режиссера было важно подчеркнуть незаконченность оригинального произведения и «вывести на сцену» автора, сжигающего свой труд. Возможно, именно поэтому спектакль оставляет ощущение бесконечности — чего-то, что появляется ниоткуда и обрывается на середине.


Когда посмотреть: 11 октября, воскресенье, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 2 часа 30 минут, с одним антрактом


«Воскресение»

Воскресение2

С труппой китайского Театра № 13 работал Леонид Алимов — российский актер театра и телевидения, а с 2013 года и театральный режиссер (дебютировал в «Балтийском доме» с работой «Сталин. Ночь»).

Начнем хотя бы с того, что спектакль по роману Толстого поставлен с китайскими актерами — это уже само по себе любопытно. Тем, кто хорошо знает текст-источник, придется подготовиться к отсутствию некоторых сюжетных линий и «переулков» романа.

А еще труппа состоит всего из восьми человек, каждый из которых играет сразу несколько больших и разноплановых ролей. Но тем интереснее увидеть эту интерпретацию захватывающей и одновременно тяжелой истории о грехе и его искуплении, поиске той самой правды и обретении подлинной любви в мире жестоких законов.


Когда посмотреть: 8 октября, четверг, в 19:00
Где: Большая сцена, театр-фестиваль «Балтийский дом»
Продолжительность: 2 часа 30 минут, с одним антрактом


Также в программе

Театральный квест

Путешествие в трех группах и трех тематических маршрутах, в ходе которого нужно будет ответить на вопросы из истории фестиваля и к финалу разгадать загадку. Победившую команду пригласят принять участие в церемонии открытия фестиваля. Подробности здесь.

Координаты:
 старт 1 октября в 12:00 у главного входа в «Балтийский дом», финиш в 16:30 на стрелке В.О.

Открытая репетиция-эскиз 

Прямо на глазах зрителя будет создаваться спектакль по роману-исповеди Франца Кафки «Голодарь». Это первый совместный проект «Балтийского дома» и литовского театра «Мено Фортас» в лице режиссера Эймунтаса Някрошюса.

Координаты:
4 октября в 17:00 и 5 октября в 19:30 на Малой сцене «Балтийского дома».


Координаты, контакты, цифры

Адрес: Александровский парк, 4
Полная программа: по ссылке 
Соцсети: сообщество во «ВКонтакте»
Билеты: от 800 рублей
Купить онлайн можно здесь


*Фотографии предоставлены организаторами фестиваля

Наверх