Как теряется шарм сувениров на примере Петербурга?

Город

Мастера ручного производства сувениров Петербурга оттеснились бизнесом в тот момент, когда важнее стала памятная картинка, вместо ценности усилий вложенных автором.

Текст: Александра Шумилина
16 августа 2019, 01:58

Как особый культурный феномен, сувениры выступают в роли накопителя памяти человека, в роли галочки-напоминания, например, о состоявшемся визите в другую страну или музей. Они имеют самые разнообразные формы: сувениром может стать ракушка, подобранная на берегу моря, магнит, произведенный в Китае, украшение, при изготовлении которого требовались специализированные региональные умения, или матрёшка ручной работы, расписанная представителем известной школы. Чаще всего на сувенирах присутствует айдентика места приобретения: флаг страны, логотип кофейни, изображение туристического места, так как они стали очень значимой частью имиджа.

Продукция обладает множеством вариантов процессов производства, используется как полностью автоматизированный труд, так и ручное изготовление товара. Разумеется, наиболее ценными являются единичные экземпляры продукции, например, шкатулки с изображенным эпизода из сюжета русской сказки, выполненные в технике папье-маше. Всегда хочется, чтобы вещь, принадлежащая тебе, была неповторима и уникальна сама по себе.

Приобрести просто так на память открывашку с символикой Петербурга – традиция туриста. Приятные воспоминания – вот, что имеет значение. Сувенир часто становится участником коммуникационной системы «индивид – индивид», например, когда покупается человеком в подарок другому, тогда он становится не памятью о визите, а памятью о подарившем человеке и его поездке.

Рассмотрение сувенира, как произведения искусства, особенно актуально для России. Зайдя в любой сувенирный магазин на Невском проспекте каждый удивится кукольным лицам матрешек и умениям яиц Фаберже. Традиционная роспись применима еще к ёлочным украшениям, резным Дедам Морозам, браслетам и заколкам, брелкам и флешкам – ко всему, что частично или полностью выполняется из дерева.

Однако все чаще сувенир используется как рекламная продукция или часть фирменного стиля компании, например, матрешки с символикой Зимних Олимпийских игр 2014, проходивших в Сочи, или промо, где раздают бесплатные значки. Начинает привлекать логотип, а не вложенная в работу душа.

Изначально, все, что сейчас продается партиями и имеет идентичный вид, создавалось мастерами народных промыслов, профессионалами с необыкновенными умениями в единичных экземплярах, которых очень сильно в настоящее время теснит бизнес. По запросу «сувенирный бизнес» в Google вылетают сотни идей стартапов, бизнес-планы, а также рекомендации по месту закупки сувениров из Китая для будущего магазина. Ценность работы мастеров начинает стираться, когда у туриста появляется возможность купить матрешку с идеальным распечатанным лицом. И правда, зачем ему переплачивать, если этот продукт выглядит ровно как оригинальная версия?

Нередкая история в Петербурге – «полузакрытые» и «закрытые» сувенирные магазины, чаще всего нацеленные на китайских туристов. «Полузакрытым» называют магазин, в который не сможет попасть прохожий, если внутри уже находится группа туристов, завезенных гидом и окученных продавцами. Статус «закрытого» приобретается тогда, когда в магазин никто не может попасть, кроме туристических групп.

Охрана объясняет это закрытыми мероприятиями или временным приостановлением работы в связи с техническими проблемами. Причиной такой бизнес-политики чаще всего являются завышенные цены на янтарь, в силу которого очень верят китайцы, договоры гидами, незаконное принятие магазином валюты.

Оказывается, из-за зависимости заработной платы от проданного янтаря гиды даже начали рассказывать туристам о его производстве в Санкт-Петербурге, а также искажать исторические факты, связанные с этим камнем.

Фото: SouvenirBoutique.com

Наверх