Культурная столица: где в Петербурге искать знания о кинематографе?

Город

Современного человека трудно представить без любви к кинематографу, кто-то интересуется им на уровне любителя, а кто-то постепенно приходит и к Каннскому кинофестивалю. Так как повысить качество своих знаний в сфере кино?

Текст: Ася Этенко
7 сентября 2021, 13:35

Собеседники по интересам

    Знакомые и друзья, интересующиеся кино, помогут не только узнать больше об индустрии, но и в последующем могут стать вашей съёмочной группой. Их можно отыскать в группах студентов профильных университетов, например, «подслушано в СПбГИКиТ«, в блогах в социальных сетях («Понимай_кино«, «Нерекомендуемое кино«, «Слепой киноман«, «Кинотексты«) или же на показах кинолент («Артхаус киноклуб от Центра современного искусства«, ««Lēctiō Perfēctiō» на Лендоке«, «Киноклуб «Ракурс»«, «Киноклуб в Библиотеке книжной графики«). Там же можно узнать много полезного для всестороннего развития в киноиндустрии.

Библиотека книжной графики

Книги

     Изучить полезную информацию и теоретические материалы также можно посещая библиотеки или покупая книжные издания, такие как «Сеанс«, «Искусство кино«, «Esquire» или книги-например, «Язык кино» Данилы Кузнецова, «Как делается кино» Сидни Люмета, «Главное в истории кино» Йена Хейдна Смита. Причём читать необходимо не только о кинематографе и связанными с ним аспектами, но и об искусствах и его произведениях, психологии, истории. Важно также повышать эрудицию, чтобы использовать полученные знания в своих работах.

Выпуск журнала Esquire

Насмотренность

     Казалось бы, как обычный просмотр фильмов может обучать? На самом деле в профессии режиссёра немаловажна насмотренность, позволяющая освоить новые приёмы, заметить недочеты и сформировать своё видение и вкус в кинематографе. Сегодня никого нельзя удивить просмотром фильмов онлайн, каждый, не задумываясь, сможет назвать пару-тройку специализированных платформ в интернете, однако прокат фильмов «по-старинке» в кинотеатре ничем не заменить для настоящих обожателей классики. Количество кинотеатров в Петербурге радует, только в центре работает порядка четырнадцати точек кинопроката, таких как «Формула кино» в Галерее, «Аврора» на Невском проспекте, «Дом кино» на улице Караванная.

     Позволит вдохновиться, а также поверить в свои силы ознакомление с работами действующих режиссеров- их можно лицезреть на разнообразных кинофестивалях. «Питеркит«, «Moscow Shorts«, «Белые ночи фильм фестиваль«, «Saint-Petersburg International Film Festival» и многие другие- вот что поможет узнать о начинающих и давно практикующих авторах. Больше интересных фестивалей можно найти на сайте festagent.com.

Дом кино на улице Караванная

Рука мастера

     Ничто так не обучает и не подбадривает как работы Петербургских режиссёров. Город на Неве славится Алексеем Балабановым (дилогия «Брат», «Морфий», «Я тоже хочу», «Про уродов и людей»), Алексеем ГерманомТрудно быть Богом», «Хрусталёв, машину!», «Проверка на дорогах»), Александром СокуровымФауст», «Телец», «Нежно», «Молох»), Алексеем УчителемЦой», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Последний герой: Двадцать лет спустя») и другими деятелями кинематографа.

Кинофильм «Брат», режиссер Алексей Балабанов

Видеоконтент

      Помимо художественных лент, также не стоит упускать из вида беседы с деятелями искусств Николая Солодникова (беседа об искусстве «Разговор, которого не было», интервью с Дмитрием Крымовым, Наумом Клейманом, Александром Сокуровым) и Катерины Гордеевой (интервью с Лией Ахеджаковой, Евгением Цыгановым), журналистскую документалистику (фильмы Юрия Дудя об Алексее Балабанове и Сергее Бодрове, интервью с Антоном Долиным; лента Ирины Шихман «Бессребреники»), а также YouTube-каналы CineFix, Every Frame a Painting и Nerdwriter.

Николай Солодников, журналист, автор канала «Ещенепознер»

Подкасты

    Этот формат удобен для тех, кто любит делать что-либо под познавательные программы, часто передвигается на ногах или просто обожает аудио передачи. В случае, если вы один из таких людей, то вам точно подойдет «История кино»- авторский подкаст Антона Долина, в котором он с киноведами и журналистами разбирает картины по жанрам, эпохам, направлениям и проблемам, «Крупным планом»- аудиожурнал КиноПоиска о прокате и новостях индустрии и «Поэпизодный клан» — ресурс, на котором российские сценаристы Роман Кантор, Николай Куликов и Константин Майер рассказывают о сценарном деле.

Антон Долин, кинокритик

Взгляд со стороны

     Иногда полезно читать критику и рецензии для того, чтобы лучше разбираться в различных вопросах. В этом вам помогут уже упомянутый Антон Долин и его работы на Кинопоиске, тематический раздел в журнале Искусство кино и интернет-портал «Кино-театр», а сайт kritikanstvo.ru (самая большая база рецензий на фильмы и игры) специально для любителей кино собрал рецензии различных авторов и изданий в одном месте.

Журнал «Искусство кино»

Курсы

     Курсов на сегодняшний день существует невероятное множество, от очных высших курсов института кино и телевидения на Звенигородской, до онлайн — Первой онлайн киношколы, Индустрии Фёдора Бондарчука, skillbox и других. На них гораздо проще попасть, по сравнению со специалитетом государственных университетов, их длительность значительно короче (до двух лет), что позволяет в сжатые сроки получить необходимый для начала карьеры материал. Однако за такое обучение придётся отдать от сорока до четырехсот тысяч рублей.

Фёдор Бондарчук, режиссер, основатель киношколы «Индустрия»

Профильный университет

      В случае, если вы решили серьезно отнестись к обучению на специалитете, то в Санкт-Петербурге существует единственный институт, обучающий режиссерскому ремеслу- кино и телевидения. Попасть на курс не так то просто-в этом году было выделено всего одно бюджетное место, а стоимость обучения на коммерческой основе достигает трехсот пятидесяти четырех тысяч за год. Вступительные испытания также не из легких, сначала необходимо собрать творческую папку, включающую в себя автобиографию, рассказ из жизни, рецензию на отечественный фильм, также и сценарий короткометражного игрового фильма, а затем выдержать собеседование, творческие и профессиональные испытания. Однако поступление и даже окончание курса вовсе не гарантирует вам успешную карьеру режиссёра.

Практика

     Ничто так не развивает, как практика. Когда вы все же решитесь взяться за свою первую картину, вам необходимо будет собрать команду с нуля или дополнить уже существующую. Сделать это можно в группах ВконтактеРабота в кино, «Кастинги в кино«), не стоит забывать и о уже упомянутых группах студентов различных университетов и школ, они часто ищут людей для съёмок) или на отдельно отведённых для этого сайтах («Все кастинги», «Аcteram.com«). Там же можно найти работу в качестве исполнителя, что поможет обрести полное понимание о работе актера на площадке.

 

А для истинных ценителей Петербурга подборка кинолент с кадрами любимого города:

«Прогулка», 2003. Драма, мелодрама. Режиссёр Алексей Учитель.

Экскурсия по Петербургу с кажущимся зрителю любовным треугольником.

«Осенний марафон», 1979. Драма, мелодрама, комедия. Директор Георгий Данелия.

Герой не может выбрать между женой и любовницей. Печальная комедия о кризисе среднего возраста.

•»Вокзал для двоих», 1987. Драма, мелодрама. Режиссёр Эльдар Рязанов.

Вера и Платон Рябинин познакомились при непривлекательных обстоятельствах. В результате Вера потеряла жениха, но нашла любимого, который вынужден будет нести наказание за несовершенное преступление.

•»Питер FM», 2006. Мелодрама, комедия. Автор Оксана Бычкова.

Радиоведущая и архитектор знакомятся по телефону, но никак не могут встретиться.

«Нежность», 2020. Мелодрама, комедия. Режиссёр Анна Меликян.

В случайной командировке Елена Ивановна встречает мужчину своей мечты и неожиданно теряет его. Героиня продолжает искать его всеми способами, и на этом непростом пути в поисках любви обретает главное — себя.

• «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009. Биография. Автор Андрей Хржановский.

Это фильм по многообразным творениям Бродского, материалам его биографии, но прежде всего он вдохновлён прозой Иосифа Александровича.

«Питер by», 2016. Работа Алексея Соболева.

Альманах короткометражных историй, которые возможны только в одном городе.

«Русский ковчег», 2002. Фэнтези, драма, детектив, история. Режиссер Александр Сокуров.

Наш современник неожиданно оказывается в Эрмитаже начала ХVIII века, не имея  представления о том, как он туда попал. Осматривая залы, он встречает иностранца, в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника.

Герои путешествуют по времени сквозь 300 лет российской истории, произведения искусства и памятники культуры возвращают их во времена Российской империи.

«Довлатов», 2018. Драма, мелодрама. Режиссер Алексей Герман-мл.

Фильм о нескольких днях из жизни Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х  накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского.

Наверх