Русский импрессионист: выставка Игоря Грабаря

28 июля

 

Со дня рождения художника Игоря Эммануиловича Грабаря прошло 150 лет. Его усилиями были основаны первый реставрационный центр и институт истории искусства, проведена реформа Третьяковской галереи (картины перевесили по историко-художественным принципам эволюции искусства), изданы  монографии о творчестве Валентина Серова и Исаака Левитана, две многотомные истории русского искусства. Наследие этого скромного с виду человека велико, причем и в том, что касается его собственного художественного творчества.

Игорь Грабарь учился у Ильи Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств, вращался в кругу знакомых Валентина Серова и Константина Коровина, его пейзажи присутствовали на выставках «Мира искусства».

За свою жизнь Грабарь написал множество пейзажей, натюрмортов и портретов. В выставочных залах картины представлены по хронологии их написания: от начала и до смерти Игоря Грабаря.

1890—1910-е

В картинах этого периода его жизни много светлых и ярких красок, широких мазков, рельефность некоторых изображений – все это черты импрессионизма, но Игорь Грабарь оставался самобытен, используя черный цвет, чего, как известно, не делали французские импрессионисты. К примеру, картина «Фабрика Якунчиковых в Наре» 1901 года: писана широким мазком, а из ярких цветов только желтый. Другая картина «Цветы и фрукты на рояле» сочетает в себе черты натюрморта на переднем плане и пейзажа – на заднем (вид из окна на солнечную лужайку).

Игорь Грабарь, Фабрика Якунчиковых в Наре, 1901

В первое десятилетие нового века Игрь Грабарь больше занимался искусствоведческой деятельностью (работал над «Историей русского искусства»), но ближе к 1920-м вернулся на поприще художника.

1920-е

С этого времени его пейзажи приобрели удивительную легкость. Лазурное небо, лес всей палитры изумрудных оттенков – глядишь, а с картины как будто дует свежий летний ветерок. Осень Игорь Грабарь изображает не промозглой и пасмурной, напротив, тихой и уютной, как на «Рябинке». Особо выделяется его изображение зимы. На выставке не меньше двадцати картин – и все разные: на одних зима темная и холодная, на других – теплая и ясная.

Однако самая проникновенная из них написана в Игорем Грабарем в зрелом возрасте, в 1945-м, в последний год Великой Отечественной войны. «Иней. Полевые лучи». Она поразительна этими самыми лучами, которые подсвечивают заснеженные древесные ветки, мягко, кое-где едва заметно. Они обнадеживают зрителя, на картине как будто изображена надежда. А ведь зима – это трудная и жестокая пора.

Игорь Грабарь, Иней. Полевые лучи, 1945

1930-е

Игорь Грабарь написал немало портретов  ученых, как математика Алексея Ляпунова, деятелей искусств, как арфистки Веры Дуловой, и представителей рядовых профессий, как летчик Михаил Водопьянов. В портретах появилась четкость, исчезла рельефность, преобладали темные оттенки. Портреты этого времени кардинально отличаются от портрета «Васильки» 1914 года.

 

 

Игорь Грабарь, Портрет Веры Дуловой,1935

Игорь Грабарь, Васильки. Групповой портрет, 1914

1940-е

После почти десятилетнего перерыва Игорь Грабарь вернул в свои пейзажи былую легкость, как в картине «На озере» 1926 года или «Заход солнца» 1907. В послевоенные годы он также продолжал писать портреты. Среди них известнейший «Портрет композитора Сергея Прокофьева за работой над оперой „Война и мир”» и портреты советских ученых Евгения Тарле и Вячеслава Волгина.

Игорь Грабарь, На озере, 1926

Игорь Грабарь, Заход Солнца, 1907

Автопортреты

На выставке множество работ, привлекающих внимание насыщенностью цвета или своей значимостью для культуры, как, например, картина «Ленин у прямого провода» – признанный образец историко-революционного жанра.

Но особенно интересно рассматривать автопортреты Игоря Грабаря. Их на выставке несколько – все разных лет. Не сказать, что художник сильно меняется на них. Стареет, без сомнений, однако на двух портретах, идущих друг за другом, 1942 и 1947 годов он выглядит довольно молодо, а уже в 1954 году на автопортрете самый настоящий старик. У него сосредоточенный, строгий взгляд в сторону, хотя на предыдущих портретах он смотрел открыто и прямо, как человек, у которого в жизни было счастье.

Игорь Грабарь, Автопортрет, 1942

Игорь Грабарь, Автопортрет в шубе, 1947

Игорь Грабарь, Автопортрет, 1954

Наверх