Шесть вопросов к организаторам «Усадьбы Jazz»

Город

19 июля в Петербурге состоится одно из самых долгожданных музыкальных мероприятий этого лета – «Усадьба Jazz». После годового перерыва фестиваль возвращается в Петербург и готовит отличную программу. Президент «Усадьбы Jazz» Мария Семушкина и музыкальный директор Елена Моисеенко рассказали о хедлайнерах фестиваля, петербургской публике и о джазе в России.

Текст: Юлия Власова
11 июня 2014, 11:44

Мария_Семушкина
Мария Семушкина

Президент фестиваля
«Усадьба Jazz»

Z38Yt8NJn-w
Елена Моисеенко
Музыкальный директор фестиваля
«Усадьба Jazz»

Как сложилась концепция фестиваля?

Мария Семушкина: По своему формату фестиваль с самого начала был абсолютно свободным. Несмотря на то, что в названии есть слово «джаз», мы все-таки ориентировались на те мировые тенденции, которым следуют почти все джазовые фестивали. Прежде всего, это смешение жанров.  Однако, определенные рамки все-таки существуют. А именно – рамки качественной импровизационной музыки. Мы, например, не приглашаем рок-музыкантов, и «Моральный кодекс» в этом году – это, скорее, небольшое исключение.

Почему в прошлом году в Петербурге не было «Усадьбы Jazz»?

М.С.: Перерыв был сделан не специально – просто за полгода до предполагаемой даты петербургского «Усадьбы Jazz» мы поняли, что не нашли столько спонсоров, чтобы сделать фестиваль качественно. А проводить его по-другому не хотелось. Делать одну сцену или экономить на хороших привозах мы тоже не можем. Поэтому решили пропустить один год и теперь возвращаемся в новом качестве.

В Петербурге публика гораздо красивее и, как мне кажется, очень восприимчивая

Чем «Усадьба Jazz» удивит петербуржцев в этом году?

Елена Моисеенко: Многие музыканты и поклонники джаза в Москве нас спрашивают, почему Snarky Puppy выступают только в Санкт-Петербурге. Что ж, Петербургу просто повезло и этот коллектив станет хэдлайнером площадки «Аристократ». В этом году Snarky Puppy получили премию «Грэмми» вместе с молодой певицей Лалой Хэтэуэй. Они каждый год представляют что-то новое. Их сейчас буквально разрывают фестивали и клубы в США и Европе. На последнем европейском концерте этих ребят стояла чуть ли не стометровая очередь, кто-то даже не смог попасть. Вот в этом и выражается важный элемент нашей концепции – показать то, что актуально, что именно сегодня в джазовой импровизационной музыке является трендом.

На площадке «Партер» будут другие американцы – Hypnotic Brass Ensemble. Это уже ребята повзрослее, с большой историей. Массовая публика знает их по саундтреку к «Голодным играм».

М.С.: В этом году 16 июня должно было исполниться 60 лет Сергею Курехину. Мы не могли обойти вниманием эту дату. Курехин писал музыку к фильмам всегда очень быстро и почти не оставлял нот. Так, известный скрипач и руководитель ансамбля 4.33 Алексей Айги проделал совершенно потрясающую работу: он на слух «снял» всю эту музыку сквозь текст, сделал аранжировки, собрал оркестр, в том числе участников, которые тогда играли с Курехиным. Эта программа будет представлена также на площадке «Аристократ».

Чем глубже ты уезжаешь в Россию, тем легче приглашать достаточно «сложных» исполнителей

z_d858d3a4Чем петербургская публика отличается от московской?

М.С.: В Петербурге публика гораздо красивее и, как мне кажется, очень восприимчивая. В Москве же фестиваль имеет больший масштаб – там в десять раз больше людей. Понятно, что и аудитория складывается разная. Есть публика интеллигентная и трепетная, а есть средний класс – как раз та аудитория, которую здесь в Петербурге мы стараемся охватить.

В первые два года мы собирали молодых, интеллигентных и трепетных людей, космополитов по натуре, для которых слово «джаз» не пустой звук. В этот раз хочется привлечь больше людей чуть старшего возраста, с детьми или даже внуками. «Усадьба Jazz» в Петербурге может стать семейным событием.

Как отбираются артисты? Чем отличаются программы в разных городах?

Е.М.: В каждом городе есть определенные вкусовые предпочтения. Мы стараемся это учитывать и за год до составления программы изучить, что нравится публике. Например, какие-то коллективы популярны в Москве и совершенно непопулярны в Петербурге, и наоборот. Странно, что чем глубже ты уезжаешь в Россию, тем легче приглашать достаточно «сложных» исполнителей – люди в провинции готовы слушать многое. Там нет такого большого выбора, как в мегаполисах. Часто даже авангардный джаз там принимается «на ура».

Актуален ли формат джазового фестиваля в России?

М.С.: На сегодняшний день у нас нет такого большого количества поклонников джаза. Нужны годы, чтобы на такой фестиваль выстраивалась в очередь. Пока в России с этим проблемы. Мы не все воспринимаем, и это не потому, что у нас какие-то другие корни. Проблема в полном отсутствии какой-либо медиаполитики в области музыки. Взять хотя бы то, что крутят по радио или играет в кафе.

Есть проблема с музыкальной культурой. Достойных музыкантов на самом деле очень много, и мы могли бы заполнить весь фестиваль только петербургскими исполнителями. Но их здесь можно услышать почти каждую неделю, а наша задача – это показать все музыкальное разнообразие.


Этим летом «Усадьба Jazz» в Петербурге пройдет 19 июля на Елагином острове. Играть будут на трех сценах:

«Партер»

— Hypnotic Brass Ensemble (США)
— Моральный кодекс (Россия)
— Optimystica Orchestra (Россия)
— Саша Алмазова и NON CADENZA (Россия) 

«Аристократ» 

— Snarky Puppy (США)
— Jan Akkerman & Band feat. Guest Benjamin Herman (Нидерланды)
— Алексей Айги с программой Курёхин: NEXT (Россия)
— СПб джаз Септетус и Анна Чайковская «A Tribute to Charles Mingus» (Россия)

«Jazz club»

На новой площадке устроят непрерывный jam session в честь 20-летнего юбилея культового петербургского заведения JFC Jazz Club. 

Стоимость билета: 1000-3000 рублей

 

 

Фото: vk.com/usadba.jazz.peterburg

Наверх