Skorohod Swiss Week: эксперт-гид

Город

С 18 по 24 сентября 2014 года на петербургской площадке «Скороход» пройдёт фестиваль современного швейцарского танца. Piterstory поговорил с художественным руководителем «Скорохода» о самых колоритных событиях фестиваля, швейцарском танце и современных хореографах.

Текст: Анастасия Белик
18 сентября 2014, 11:23

skoro
«Скороход» — арт-платформа на Московских воротах, концепция которой — альтернатива репертуарному театру.

Коротко о фестивале

Что это: «Skorohod Swiss Week» — это семь дней современной швейцарской хореографии, мастер-классов и дискуссий, пресс-конференций и танцев
Тема: театр и общественные пространства
Локации: «Скороход» — полные версии представлений, «Этажи», «ByeBye BALLET», «Пространство «ОМ», отель «Гельвеция» и др. — тизер-версии.
Хореографы: Nicole Seiler, Philippe Saire, YoungSoon Cho Jaquet, Cindy Van Acker

 


Татьяна Прияткина-Вайнштейн

 

художественный руководитель площадки «Скороход»

IMG (135)

О швейцарском танце

Современный швейцарский танец сегодня широко известен и популярен почти так же, как израильский или бельгийский. Сейчас Швейцария — это некий оазис современного танца, многие артисты со всей Европы приезжают именно туда. В Швейцарии очень лояльные условия для того, чтобы творить. Там развивается огромное количество танцевальных направлений и артистов, которые делают свою работу сверхкачественно. И дело не в том, что они невероятно экстравагантны, особенно любят экспериментировать или ставят супер концептуальные спектакли. Дело в повороте к зрителю.

О фестивале

Танец — некая точка отсчёта для всех исполнительских искусств, потому что он не требует языковых коммуникаций. Для мультиязыковой и мультикультурной Европы танец оказывается средством общения. Привозить швейцарский танец важно и нужно потому, что это просто must-see — нём всё самое важное, что происходит сегодня в танце. Я бы не сказала, что то, что мы будем показывать — авангард. Это, скорее, мейнстрим.

Однако, может быть, это выглядит как авангард для нашей не совсем ещё подготовленной публики.


У нас современный танец остаётся очень эстетским — в Швейцарии на спектакле в субботу вечером можно увидеть водопроводчика с семьёй


Синтез зрителя и артиста

В Швейцарии уже произошёл синтез зрителя и артиста. Если у нас современный танец остаётся очень эстетским, очень «на любителя», то в Швейцарии совершенно спокойно можно увидеть на спектакле современного танца в субботу вечером, например, водопроводчика с семьёй. Швейцарский танец воспринимается публикой как совершенно понятный вид искусства, на который можно просто сходить вечером и получить «досуговое» удовольствие.


Что смотреть на фестивале?

Татьяна Прияткина-Вайнштейн выбрала спектакли, которые будут особенно интересны петербургскому зрителю, и рассказала, почему.

«Маленький взрыв стекла или гулкое эхо»

маленький взрыв стекла и гулкое эхо

Формат показов-тизеров – наше ноу-хау. Очень многие произведения танцевального искусства сложно показать в открытом публичном пространстве — там теряются важные настроенческие элементы.

Здесь действует принцип трейлера к фильму: собираются наиболее ярке кусочки, которые могут быть адаптированы к пространству.

Цель абсолютно та же самая: публике показывается фрагмент произведения, и люди понимают, что они хотят посмотреть целиком, а что нет.

Оригинальное название: Small explosion with glass and repeat echo
Хореограф:  Nicole Seiler
Тизер-версия:
18 сентября в 20:00, отель «Гельвеция», Марата 11
Полная версия: 19 сентября в 20:00, «Скороход», Московский 107

Пожалуй, самая тонкая, самая философская и самая концептуальная работа фестиваля. Она очень медитативна, хотя в ней чётко сформулирована генеральная линия: взаимодействие человека с окружающими его звуками. В ней есть, о чём подумать. Эта работа для людей, которые словно живут под некий саундтрек. Когда ты просыпаешься и включаешь радио, выходишь на улицу и слушаешь плеер, через который доносятся звуки окружающего мира: вот плачет ребёнок, вот бабушки спорят. И хореограф как бы проводит исследование: как весь этот звуковой фон влияет на то, что ты делаешь, как ты двигаешься и как живешь.


«Неоны»

НЕОНЫ-2

medium_06a7790a50 Филипп Сер – классик современного танца. У него есть свой большой театр, своя труппа. Он очень чуткий и тонкий человек с большим жизненный опытом.В первую очередь Филиппа интересуют взаимоотношения людей: их он и раскрывает в танце.

Оригинальное название: NEONS Never Ever, Oh! Noisy Shadows
Хореограф:  Philippe Saire 
Тизер-версия:
 20 сентября в 20:00, «Этажи», Лиговский 74
Полная версия: 21 сентября в 20:00, «Скороход», Московский 107

Очень чувственная работа. Спектакль настолько телесный, душевный и эмоциональный, насколько это вообще может быть. Это история пары, но, как отмечает хореограф, здесь нет взаимодействия мужчины и женщины: это отношения двух людей как индивидов. Это может быть история сестры и брата, отца и сына. Действие происходит в мегаполисе, герои постоянно окружены огромным количеством людей. Людей, которых физически нет, но они подразумеваются под неонами. Постановка будет интересна тем, кто ждёт от танца какого-то эмоционального потрясения.


Фестиваль можно сравнить со стрит-артом в плане взаимодействия искусства с повседневностью и выхода к зрителю


Татьяна Прияткина-Вайнштейн
Художественный Руководитель площадки «Скороход»

Спектакли, которые отобраны для этого фестиваля, так или иначе взаимодействуют с повседневностью. В этом смысле фестиваль можно сравнить со стрит-артом. Так, в «Неонах» жизнь одной пары показана буквально в неоновом свете, который сопровождает нашу жизнь: все улицы залиты этим светом. В «Маленьком взрыве» рассказывается невероятная история о взаимодействии человека и звуков, которые его постоянно окружают, о том, как на нас, к примеру, воздействует звук отбойного молотка или выстрела пушки Петропавловской крепости.


«Монолог»

Монолог-2-2

Оригинальное название: Monoloog
Хореограф:  Cindy Van Acker
Полная версия: 24 сентября в 20:00, «Скороход», Московский 107

Здесь не стоит задачи визуализировать что-то. Акцент сделан на техническом и танцевальном аспекте. Эта работа – манифест хореографа Синди Ван Акер. Она невероятно тонкий математик, который просчитывает каждое микроскопическое движение, над каждой минутой танца работает около месяца. В результате получается очень минималистичный и орнаментальный танец. Так что, если вам хочется посмотреть на максимально отточенную работу хореографа, то это сюда.


«Хелдер»

Хелдер-2

Оригинальное название: Helder
Хореограф:  Cindy Van Acker
Тизер-версия:
 23 сентября в 20:00, ЦИ «Невский», Невский 8
Полная версия: 24 сентября в 20:30, «Скороход», Московский 107

В этой танцевальной истории — взаимодействие визуального, танцевального и перформативного искусств. Свет, краски, всевозможные изобразительные средства приобретают новое сияние в интерпретации танцовщицы. А безупречная авторская техника хореографа-постановщика видна невооруженным глазом.


«Давай сильнее»

давай_сильнее1

Оригинальное название: Hit me hard
Хореограф: YoungSoon Cho Jaquet
Полная версия: 22 сентября в 20:00, Дебаркадер «Пространство «ОМ»
Вход свободный, но необходима регистрация

Самая массовая работа фестиваля, настоящий концерт. Формат будет понятен любому горожанину в возрасте до 60 лет. Современный танец трансформируется в соревнование между танцорами: на сцене состоится своеобразный поединок под аккомпанемент ударных инструментов. Но это не просто хореографический батл, а возможность сделать современную хореографию доступной и универсальной.


 

Мастер-классы

Это не просто технические уроки, на которох ты учишь движения и связки. Это — встреча мировоззрений ученика и хореографа. Все мастер-классы будут проходить в «ByeBye BALLET» (Белинского, 9).

Расписание:

Nicole Sailer
20 сентября с 12:00 до 15:00
21 сентября с 11:00 до 14:00
Gabor Varga
21 сентября с 15:00 до 18:00
Cindy Van Acker
25 сентября 19:00-23:00

Круглый стол
«Art with[out] bondaries»

Событие будет интересно студентам-хореографам и танцорам — начинающим и продолжающим. Это серьёзный разговор-дискуссия профессионалов.

Основные темы:
— что такое современный танец и танцор в нём;
— как должно происходить взаимодействие с публикой;
— концептуальное и массовое искусство.

Когда и где:
20 сентября в 17:00. Отель «Гельвеция» (Марата 11)


Сегодня единственный критерий искусства — это зритель. Вот это и докажет современный швейцарский танец


Раньше точкой отсчёта в искусстве были духовные темы — то, что связано с Богом: иконопись, литургические драмы. После точка сборки сместилась в искусство как таковое: мастера стали соревноваться друг с другом в том, кто тоньше передаст красоту природы. Но после «Чёрного квадрата» Малевича, мне кажется, точка сборки сместилась к зрителю. Сейчас уже нет никаких критериев, которые бы говорили: вот это хорошо сделано, а вот это — плохо. Потому что плохо сделанная история тоже может быть предметом искусства, и единственным критерием становится только зритель. Это и покажет, как ожидается, современный швейцарский танец.


Билеты

Стоимость: 400 рублей
Как купить: онлайн или забронировать для выкупа в кассе площадки
Бронь по телефону 8-952-287-66-90
Скидки: студентам 50%
Полное расписание можно посмотреть в группе во «ВКонтакте» или на сайте
Тизер-показы
на параллельных площадках можно посмотреть бесплатно. Полные версии только в «Скороходе»


Фото предоставлены организаторами фестиваля

Наверх