Театрализованные экскурсии по Петербургу

Город

Если вы увидите в городе группу людей, наблюдающих за действием со старинными костюмами и колоритными монологами актеров, знайте: идет экскурсия от артели Trip Fiction. Мы побывали на одной из таких нестандартных прогулок по Петербургу и узнали, что такое концепция "город как живой организм" и как избавиться от шаблонности в краеведении.

Текст: Анастасия Белик
7 июля 2015, 15:46

Никита, житель Петербурга

Дмитрий Николюк, сооснователь проекта Trip Fiction, дипломированный краевед, сотрудник магазина «Подписные издания»


Концепция наших экскурсий — взгляд на город как на живой организм. Потому что Петербург — это прежде всего люди, а их проблемы всегда были примерно одинаковыми


Об идее

Когда ты выпускник кафедры краеведения РГПУ им. Герцена, у тебя есть выбор всего из двух профессий — учитель истории и экскурсовод. Учителями мы с товарищами быть не захотели, и у нас остался единственный вариант.

В городе очень много шаблонных экскурсий — «по рекам и каналам», «мистика и ужасы» и прочее. Зачастую они проходят в формате «посмотрите направо, посмотрите налево», который прижился еще в середине XX века. Мы же решили возродить традицию классической экскурсоводческой школы — взгляд на город как на живой организм. Это значит обращаться в своей экскурсии к языку повседневности, показывать бытовые детали и проводить параллели с современностью. Словом, показывать человека. Потому что город — это прежде всего люди, а их проблемы и способы проведения досуга всегда были примерно одинаковыми.

Мы начинали с обычных пешеходных экскурсий, а потом одному из нас пришло в голову добавить актеров для иллюстрации того, что мы рассказываем. Ведем экскурсии мы сами,  но иногда приглашаем ребят-экскурсоводов из Петропавловки и РНБ. А за театрализацию отвечают профессиональные актеры. И все — молодые ребята в возрастном диапазоне 22-30 лет.

Весь реквизит у нас свой, покупной. Вот недавно обзавелись оружием для театрализации дуэлей — стартовый пистолет и настоящие рапиры из магазина для фехтования.  


Как рождается экскурсия: «Дело чести»

Сначала нужно определиться с темой. Например, экскурсия «Дело чести» посвящена дуэлям. Мы ищем источники информации и тщательно работаем над текстом экскурсии (обычно конечному варианту предшествуют не менее трех черновиков). Параллельно пишется сценарий театрализованной части. И если сам текст экскурсии историчен, в нем много фактов и примеров, то театрализация — художественная выдумка от начала до конца. Ее цель — изобразить человека в частности и общество в целом, его отношение к тому явлению, о котором мы рассказываем — дуэли.

Написав эти две части, мы рассчитываем хронометраж и разбиваем пространство на логически связанные между собой остановки. В этих пунктах мы сначала показываем сценку, а потом ведущий дает объяснение: что вы сейчас видели. Например, мы приходим к Елагину дворцу и разыгрываем сцену: герой обесчестил дочь генерала и тот вызвал его на дуэль. Тут же ведущий рассказывает о традиции – в каких случаях можно было «бросить перчатку», а в каких – легально отказаться от дуэли без ущерба для репутации.

«Охота на царя»

О чем

Экскурсия посвящена народовольцам и их покушениям на Александра II. Это история про людей: зачем эти ребята, часто моложе нас с вами, часто небедные, затеяли убийство. Это были молодые идеалисты, которые искренне хотели послужить своей стране, но закончили свои дни на виселице в Петропавловке.

Маршрут

Экскурсия начинается в конспиративной квартире народовольцев — в пространстве «Цифербург», благо там аутентичная мебель и атмосфера. Второй пункт — Екатерининский сад, где ведущий рассказывает о самодержавии как таковом и обстановке в стране: что толкало людей на убийство правителя. Улица Малая Садовая становится фоном для повествования о первых трех покушениях – с примерами и картами. На Манежной  площади и у Михайловского замка происходит знакомство с Софьей Перовской, Николаем Рысаковым и Николаем Кибальчичем. Наконец, Спас-на-Крови как место, где покушения народовольцев наконец дали свои плоды. Круг замыкается в конспиративной квартире, где герои рассуждают об итогах своей деятельности и будущем России.

Как сделано

Это устный рассказ, который периодически перемежается театрализацией. Вслед за ведущим группа перемещается от точки к точке, где появляются герои-актеры, словно вписанные в безвременное пространство города. Вот Софья Перовская, руководительница покушения, подносит платок к лицу — сигнал к действию для остальных. Вот разночинец Николай Рысаков произносит взволнованный монолог в попытке объяснить мотивы деятельности народовольца. Вот Игнатий Гриневицкий произносит последние слова — «Я не знаю» — в ответ на вопрос о том, кто он такой. Все реплики героев в этой экскурсии — реальные исторические слова их прототипов, произнесенные перед казнью или зафиксированные в мемуарах.


«Камень, циркуль, 2 серьги»

Это театрализованная история о масонах, которая проходит в Петропавловской крепости — одном из исторических центров русского масонства. Маршрут полностью зависит от действия постановки: группа останавливается там, где актерам удобно играть.

По сути, мы смеемся над мифами о масонах — что они «во всем виноваты», что все беды в стране и мире —  именно от них. Нам важно донести до зрителя, что это было никакое не тайное общество (как это показывает, например, «Рен ТВ»), а сборище единомышленников, связанных идеями просвещения и занимающихся только образованием.

«Мерзкий проспект»

Антиэкскурсия посвящена вещам, которые обычно обходят стороной: преступность, проституция, наркомания, алкоголизм в Петербурге рубежа XIX-XX веков. Маршрут такой: Сенная площадь (всем известна ее слава), Садовая и Апраксин двор, Думская и Ломоносова с их историей знаменитых кутежей, Владимирская площадь как визитная карточка «Петербурга Достоевского» и пристанище ямщиков. Наконец, Лиговский проспект — обитель «гопников» XIX века. Экскурсия основана на восприятии горожанами этих мест, но театрализации в ней пока нет: все ограничивается демонстрацией атрибутов одежды и быта. Например, показываем скан того самого желтого билета.


Когда экскурсовод похож на свадебного тамаду, он не рассказывает историю, а играет на собственном имидже. Это несерьезно

Дмитрий Николюк
Сооснователь артели Trip Fiction, дипломированный краевед, экскурсовод

С самого начала проекта мы стараемся избегать наигранности в театрализации и самом рассказе. Когда экскурсовод похож на свадебного тамаду, он не рассказывает историю, а играет на собственном имидже. Это несерьезно. Хотя, конечно, и без юмора у нас не обходится — мы делаем все, чтобы слушать было легче и воспринималось естественно. Словом, мы делаем экскурсии, на которые было бы интересно ходить нам самим – где-то посмеяться, где-то погрустить, где-то впечатлиться.  


P. S.

Trip Fiction устраивает театрализованные прогулки по Петроградской стороне, рассказывает истории из жизни в эпоху НЭП, проводит краеведческие лекции в пространстве «Цифербург» и многое другое. Ознакомиться с актуальной афишей, записаться на экскурсию и приобрести билеты можно здесь.

Наверх