“У нас в Петербурге не подъезды, а парадные!”- экскурсия по парадным Петербурга. Интервью с экскурсоводом.

Гиды

Что может быть более атмосферным для туристов, чем посещение старинных парадных Петербурга? У каждой своя история, которой с вами с удовольствием поделится гид, и думаю, только ленивый не захочет добавить к каждой истории немного мистики и “страшилок”.

Текст: Макаш Алсу
28 сентября 2021, 21:19

“У нас в Петербурге не подъезды, а парадные!”- экскурсия по парадным Петербурга. Интервью с экскурсоводом.

Что может быть более атмосферным для туристов, чем посещение старинных парадных Петербурга? У каждой своя история, которой с вами с удовольствием поделится гид, и думаю, только ленивый не захочет добавить к каждой истории немного мистики и “страшилок”.
В Санкт-Петербурге всегда были слова, отличающие его от других городов: не поребрик, а не бордюр, бодлон, а не водолазка, вот к этому списку и парадные. Слово истинно питерское, в других местах уже устаревает. Причем традиции этой уже более 150 лет. До революции парадными называли главные лестницы в домах.


Экскурсия начинается с площади Восстания, и отправной точкой станет Пушкинская улица, дом 20. По этому адресу находится Дом меблированных комнат “Пале Рояль”, который долгое время являлся гостиницей. Дом не бросается сразу в глаза, сложно подумать обычному прохожему, что парадная этого здания может стать частью экскурсии. Вход в парадный вестибюль охраняют две пары грифонов и сатиров (демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа). Множество граффити и надписей внутри сосуществуют рядом с наборными витражами XIX века, красивой лепниной. Находясь внутри задумываешься о том, как по этим же лестницам ходили Владимир Маяковский, молодой Федор Иванович Шаляпин, Александр Иванович Куприн со своей женой. В воображении можно восстановить прежний внешний вид парадного вестибюля: сразу при входе в нижнем ярусе был установлен камин, а над ним простиралось большое зеркало, чуть правее вход в торговую лавку, а над парадной лестницей узорчатый плафон с крюком под люстру. В годы перестройки и поныне Пале Рояль представляет собой большую коммунальную квартиру.

Далее мы следуем на улицу Загородный проспект 45. Останавливаемся у Дома купца Дехтеринского. Он был хозяином инструментальной лавки на Апраксином дворе и копил на дома постройку всю жизнь. На площадках в парадной сохранилась старинная узорчатая плитка, стены и потолки украшены медальонами с буквой «Д». На дверях можно найти советские механические замки, а на лестничных клетках – дополнительную дверь, ведущую в общую уборную.

Не прошли мы и мимо улицы Рубинштейна. Там в доме номер 26 взору открывается парадная Доходного дома. Вход между аркой и кафе «Барселона». Чтобы попасть в парадную, нужно позвонить в отель — Boutique apartment. Поднявшись на 4 этаж, найдете сохранившуюся со времен постройки дома дверь и её почтовый ящик (1822 г.). Дверь коммунальной квартиры 17 встречает посетителей резными украшениями.


Прогреться после длительной прогулки заходим в бар “Сайгон”. Попробовать там настойки Барбариска и Ириска и послушать про историю места: первый пункт обязательный для каждого посетителя, а второй для самых любознательных. Кафе существовало в период 1960-1980-х на углу Невского и Владимирского проспектов – в здании отеля (на тот момент – гостиницы «Москва») собирались неформалы и герои андеграунда, представители современного искусства. Только позже бар был перенесен на Рубинштейна, но о его первом месте обитания напоминает мемориальная табличка, вывешенная на стенке гостиничного бара отеля Radisson hotel («Рэдиссон»).


Центр Санкт-Петербурга, оживленная Большая Конюшенная улица, почти каждый петербуржец знает дом под номером 9. Там слева от популярного ресторана израильской кухни Saviv вход в Лофт Особняк. Это заведение, которое объединило в себе event-площадку и интеллигентный бар с антикварной мебелью, книгами и картинами. Проводятся лекции, устраиваются кинопросмотры и художественные выставки, выступают музыкальные группы и т. д. Внутри всё ещё можно рассмотреть интерьеры с лепными плафонами и изразцовыми печами. В отличие от других мест, где царит тишина и “дух старины”, здесь через парадную лестницу ежедневно проходят более тысячи человек: здесь свадебные фотографы часто делают снимки молодоженам, мы же попали на съемку клипа молодого певца.

Писатель-экскурсовод Николай Сальников ведёт экскурсии не только по парадным Санкт-Петербурга, в его программах так же и литературный Петербург, и отдельная экскурсия, посвященная Литейному проспекту, и даже слепая винная дегустация в подземелье 18 века.

Как вам пришла идея с экскурсиями?


Николай Сальников

Я долгое время работал в службах безопасности, разные у меня были профессии, но все они были связаны с поиском информации, с аналитикой и дальнейшими выводами. Город я знаю прекрасно в силу работы и любознательности. Все детство провел на улицах города с дедушкой и большинство “персонажей” города, которые стали после историческими, я знаю через дедушку. Когда встал перед вопрос о смене профессии, я подумал: город я люблю и знаю, увлекаюсь архитектурой и искусством, хочу и других познакомить со всем этим.

— Какой ваш любимый маршрут по Санкт-Петербургу?
Мой любимый как раз-таки от Пушкинской улицы зигзагом вдоль Невского проспекта и с выходом в район Медного Всадника. Он максимально исторически “плотный” и количество великих деятелей, которые проходят красной нитью сквозь этот маршрут. Лично для себя я люблю еще свободный фристайл: гуляю, меняю районы, если я вижу то, чего раньше не знал, сразу залезаю в любой двор, на любую крышу, поднимаю все возможные источники информации, изучаю, и это становится частью моего нового маршрута. Это не всегда по городу, бывает, сяду на машину и еду смотреть всякие заброшенные усадьбы.

— Как вы оцениваете состояние парадных Санкт-Петербурга?
— С одной стороны , я конечно ратую за их восстановление , состояние многих более чем печальное. Из почти 1000 достойных человеческого внимания парадных нестыдно показать полпроцента. Их активно “убивали” в советские годы, в 90-е и продолжают это делать по сей день. К сожалению, так сложилось, что в город после 2017 года приехали люди, не сильно разбирающиеся в эстетике, в историческом поддержании аутентика. Но при этом я на экскурсиях пытаюсь людям показать былую красоту. Знаю нескольких людей, которые восстанавливают элементы, например, отмывают печь или оттирают плитку, но добиться возрождения очень тяжело. К этому процессу нужно относиться очень серьезно, поднимать архивы и восстанавливать всё точь-в-точь, но не уверен, что сейчас это могут осуществить.

— Считаете ли вы, что некоторым из них нужна реконструкция или это погубит их дух?
— Она необходима, но в первую очередь нужна реконструкция человеческого сознания, без этого не будет долгой жизни даже у уже отреставрированных парадных. В голове должно сформироваться желание видеть красоту ежедневно вокруг себя. Это часть воспитательного процесса нации, как бы это громко не звучало…но это именно так.

Наверх