Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие

5 июня - 22 августа
Российский Этнографический музей, ул.Инженерная, 4/1
от 100 ⃏

Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие

В Мраморном зале Российского этнографического музея с 5 июня по 22 августа 2021 года проходит выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие». Она является центральным проектом культурной программы Государства Катар, которое стало страной-гостем XXIV Петербургского международного экономического форума. Около 200 экспонатов из коллекций ведущих музеев Катара и частных собраний впервые предстанут перед российским зрителем, чтобы создать представление о культуре одного из самых богатых государств в мире.

Выставка была организована Cultural Creative Agency в партнерстве с Национальным музеем Катара, музеем арабского современного искусства Матхаф и музеем шейха Фейсала бин Кассима аль Тани.

Экспозиция выставки, расположившейся на двух этажах, разбита на несколько тематических разделов, отражающих материальное и нематериальное наследие Катара.

Море. Добыча жемчуга

Жемчужный промысел составлял одну из основных статей дохода как государства, так и личного дохода ловцов жемчуга до середины XX века. На выставке представлена модель традиционной парусной лодки, с помощью которой добывали жемчуг. На таких лодках команда мужчин отправлялась в море и начинался период великого погружения – это временной отрезок с мая по сентябрь, когда для команды из 18-22 человек судно становилось домом; вода в Персидском заливе в это время наиболее тёплая. Помимо прочих членов команды на корабле был музыкант. На выставке представлены как ударные музыкальные инструменты, так и струнные, например, уд. Организаторами выставки предусмотрен аудиокупол, встав под который можно услышать их аутентичное звучание. Звуки, издаваемые ударными музыкальными инструментами, тесно связаны с трудовой деятельностью: они помогают упорядочить, синхронизировать работу людей, поэтому можно сказать, что нахождение музыканта на корабле – не прихоть, а, скорее, даже необходимость. Экспозиция выставки включает в себя небольшой ролик, демонстрирующий процесс ловли жемчуга. С середины XX века, когда начало развиваться культивирование жемчуга, необходимость добывать его практически исчезла. Жемчужный промысел утратил своё экономическое значение, поэтому добыча жемчуга сейчас – дань традициям и престижное занятие для мужской половины населения.

В отдельной витрине можно увидеть предметы, нужные для добычи жемчуга, его сортировки и калибровки. Жемчужина оценивается по нескольким критериям: вес, диаметр, цвет, блеск, и самое главное – максимальное приближение к идеальной, круглой форме. Самый редкий и ценный сорт жемчужин – Аль Дана, также представлен на выставке. На сто найденных жемчужин только три сорта Аль Дана. Жемчуг ценится в разных традициях, любили его и русские – одежды царственных особ часто им украшались. Особенно высоко ценился скатный жемчуг – такое название он получил благодаря своей способности легко скатываться по дощечке. Хорошо катится, значит близок к максимально шарообразной форме, а значит, цена его будет выше.

Пустыня. Соколиная охота

Пустыня – ещё одна природная зона, которая повлияла на формирование менталитета местных жителей и их образ жизни. В этом разделе представлены подлинные артефакты, связанные с кочевым бытом – вьючное седло на верблюда домашней выработки с s-образными значками, повёрнутыми в разные стороны – исследователи их соотносят со стихией воды, знаковой для жителей пустыни. Здесь же можно увидеть и домотканую шерстяную попону на верблюда с обилием кисточек. В отдельной витрине ряд предметов, связанных с мужской арабской субкультурой. Вещи, представляющие высокий статус мужчины – арабы ревностно следят за тем, чтобы их статус был представлен максимально точно, поэтому важно, чтобы у представителя аристократии был сокол.

Сокол – это существо, связанное и с исламской традицией, он упоминается в Коране, регламентируется способ охоты с этой ловчей птицей. Это уже знаковое существо, представляющее мужскую удаль, мужественность вообще. ЮНЕСКО признал соколиную охоту нематериальным наследием Катара. Чтобы с птицей поохотиться, необходима перчатка и клобук. Клобук – это кожаная шапочка, которой закрывают голову птице, чтобы она не беспокоилась, предотвращает преждевременный бросок на добычу и попытки клевать других птиц. Рядом можно увидеть мужское верховое седло на коня девятнадцатого века, щедро украшенное сложной вышивкой. Многие эти традиционные элементы сохраняют свое значение в культуре до сих пор и в том числе служат знаками статуса.

Оружие

Катарское общество в социальном плане очень своеобразно – мужчины составляют ¾ населения страны, поэтому отдельное внимание на выставке уделено оружию как символу мужское субкультуры. На флаге Катара расположились девять копьев соответственно девяти зубцам на катарском флаге. Бытует мнением, что количество зубцов связано с числом племён, обитавших когда-то в Катаре. Глубокий бордовый цвет, получивший название Катарский бордовый (Qatar Maroon), присутствующий на флаге, историческим значим для катарцев. В Средневековье неподалёку от Катарского полуострова добывали моллюсков, из которых изготавливали краситель глубокого красноватого оттенка. Одеяния высокородных особ также имели тёмно-пурпурный, уходящий в красный оттенок. Второй цвет на флаге – белый. Катар – это исламское государство, и белый для них означает цвет религиозной чистоты.

 

До распространения огнестрельного оружия бытовало холодное. В отдельных витринах представлены своеобразные арабские клинки экзотичной формы, загнутые крючком, в эффектных искусно отделанных ножнах. Эта форма появилось, предположительно, от того, что кинжал носили по центру туловища за широким поясом. Если бы ножны были длинные, мужчине бы просто не удалось присесть. Кинжал – важный маркер статуса и элемент образа вообще. Парень получает кинжал в своё распоряжение и становится взрослым, у него появляется ряд преференций, например, возможность ходить на охоту. Лезвие кинжалов очень опасное, оно заточено с обоих сторон. Европейцы, гостившие в Катаре в XIX веке, в своих путевых дневниках оставляли заметки, касающиеся в том числе и этих кинжалов. Они писали, что такой кинжал может с лёгкостью с одного раза пробить овечью шкуру, свёрнутую в рулон. Что уж говорить о человеческом горле… Вещи, представленные в зале, достаточно ранние – кинжалы и огнестрельное оружие XVIII-XX веков из Йемена и Омана. Может вызвать недоумение нахождение на выставке, посвящённой Катару, предметов из других государств, но ничего удивительного в этом на самом деле нет. Все предметы, изготовленные на разных территориях, бытовали в Катаре, поэтому так или иначе представляют катарскую традицию.

Ювелирное искусство

Если маркером статуса у мужчин служил кинжал, то у женщин – украшения. На выставке представлены в том числе и ожерелья из коллекции Шейха Фейсала Бен Касима Аль Тани.

Многие ожерелья пестрят обилием подвесок, которые звенят и шумят, есть и украшения с такой своеобразной амулетницей, издалека напоминающей субмарину. В неё можно, например, положить сушеный корешок, травы или специи. Все эти элементы, они появились не случайно. В традиции полагали, что мир, где живёт злая сила, не имеет ни цвета, ни блеска, ни вкуса, и когда выходцы из иного мира встречаются с предметами шумящими, пахнущими, они испытывают чувство страха и владельцу такой вещи не навредят. Другой момент, на который стоит обратить внимание, — все ожерелья так или иначе акцентируют определённую область на женском теле – это место под шеей и над грудью. Эта область является знаковой в разных традициях и всё как-нибудь да обыгрывается. Считается, что в этой области находится женская душа и её нужно оберегать, закрывать платочком и украшать. Используемое нами в переносном смысле выражение «душа нараспашку» — об откровенных, ничего не скрывающих людях, раньше использовалось в прямом смысле: душа нараспашку – это значит, что девушка идёт, не прикрывши свою душу платком.

Костюмы

Представлены на выставке и костюмы.

Костюмы женские относятся к XX веку. Все эти предметы изготовлены согласно традиция, поэтому их основная функция – закрыть, задрапировать женщину. Можно увидеть здесь и праздничную накидку из шифона, расшитого золотой нитью и пайетками, и шаль из тюля, украшенную сложной вышивкой. Орнаментальные мотивы в форме ёлочек и стеблей растений – символы, связанные с идеей витальнсоти, жизни вообще, этот символ не раз встречается на выставке. Показана здесь и батула – это маска, которая является своеобразным традиционным элементом. Она изготавливается из плотного хлопка, покрытого глянцевым составом. Батула могла быть украшена различными монетками или расшита узорами. В такой маске женщина становится похожа на птицу. Батула сейчас бытует далеко не везде, она является скорее рудиментом плотного покрытия, например, никаба.

Как мог выглядеть мужчина мы тоже можем представить. Экспозиция включает в себя подлинный мужской костюм, состоящий из длинной рубахи, бишта – распашного одеяния, традиционно укрывающего от песчаных бурь, а сейчас маркирующего статус, головной убор гутра, фиксирующийся шнуром (икалем). Шнур этот был функционален – в пустыне кочевники связывали им ноги верблюду, чтобы он ночью не убежал.

Ковры

 

Роскошное собрание ковров с самыми разными сюжетами представлено на выставке. Ковры выполнены из разных материалов (шёлк, шерсть) и в разных техниках. Ковёр – это ещё один маркер высокородного господина. В традиции ковёр – это жизнеобеспечивающий элемент, ведь мы говорим о культуре, которая сложилась в кочевых условиях. Когда человек качует, ему нужна тряпка, он её использует везде – это его дом, это люлька для младенца, это покрытие для человека, который умер. Ковёр используют, когда совершают намаз. Иными словами, дом там, где ковёр. Поэтому он и стал знаковым предметом, поскольку соотносится с идеей жизни вообще и уже позднее с элементом престижа. Ткали ковры из того сырья, которое находилось под рукой – были овцы, значит будет шерсть. Если ковры ткали из шёлка, значит сумели его выторговать.

Среди прочих на выставке есть экспонат с любопытным сюжетом. Это карикатурная карта Европы, на которой Россия представлена в образе осьминога, что говорит о её доминирующем положении на континенте. Этот рисунок – подражание английской карте 1877 года, созданной Фредериком Розе. Подробнее с картой можно ознакомиться здесь:  https://illustrationchronicles.com/Mapping-Chaos-Fred-W-Rose-s-Serio-Comic-War-Map

Дом

Дом для катарцев – важное место. Представленный на выставке артефакты воссоздают уютную атмосферу катарского дома. Здесь мы можем увидеть и маджлис – неотъемлемую часть дома. В нем принимают гостей, отдыхают, угощаются финиками и пьют традиционный арабский кофе.

Источник: https://easteast.world/cca

Коран

Коран – Священное писание ислама, ниспосланное пророку Мухаммаду на горе Хира архангелом Джабраилом и записанное в 609-632 гг. н.э. В память об этом обретении мусульмане соблюдают пост в священный месяц Рамадан, выполняя одно из пяти предписаний – «столпов ислама».

Несмотря на то, что Коран состоит из тридцати частей, собранных в одну книгу, некоторые экземпляры Корана, имеющие хождение в Китае и ряде стран Азии, опубликованы в тридцати отдельных томах.

На выставке представлены экземпляры Корана из Омана, Узбекистана, Сирии, Ирака и Китая.

Источник: https://easteast.world/cca

Невероятно обширная выставка «Катар. Между морем и пустыней» позволяет нам познакомиться с культурой жителей Катарского полуострова поближе, прикоснуться к их традициям и историческому наследию. Посещая выставку, важно помнить, что это – взгляд катарцев на самих себя и их желание таким образом позиционировать себя на международной арене. Необходимо делать скидку, что страна здесь представляет сама себя и делает это, как обычно бывает, в исключительно положительном свете.


Яков Лиокумович
Востоковед

В прошлом у Катара были проблемы с репутацией: их обвиняли во взятках, например, FIFA, в связях с террористами. Катар преследует свои интересы, в том числе используя для этого Аль-Джазиру – информационный ресурс, который, по мнению многих, транслирует пропаганду катарского правительства. Катар пытается балансировать между странами на Ближнем Востоке, США, Китаем и Россией, поэтому для него подобные проекты очень важны. Они улучшают его имидж на международной арене и способствуют налаживанию связей с важными мировыми игроками, в том числе и с Россией.

Текст: Ангелина Браун 

 

 

 

 

 

 

Наверх