Петербург с «Театральной Вешалкой»: экскурсия по театральной жизни северной столицы


 Как провести вечер?

Для жителя Петербурга поход в театр — беспроигрышный вариант. Это одновременно и выход в свет, и культурное «просвещение». Театр идеально подойдет как для свидания, так и для светского вечера, где иногда больше ждешь вылазки в буфет в первом антракте. А в какой именно театр лучше идти, а главное на что? Не редко можно услышать в разговоре: «Лучше туда, где встретишь «светский Петербург» — «Александринка», «Мариинка» (на Новую сцену, конечно же).

Но действительно ли люди тщательно подходят к этому выбору и знают, куда и за чем лучше идти? Где смотреть комедию, а где драму? Где тебя ждёт непринужденный лёгкий спектакль, а где придётся задуматься над «вечными вопросами»?

Если у вас возникают подобные вопросы, то вы уже на правильном пути. В одиночку бывает трудно разобраться в большом  объеме информации, и в таком случае спросить у опытного любителя театров — выбор разборчивого человека. Так, побывав на экскурсии у такого любителя, можно сказать, профессионала в вопросах театра у меня в голове впервые всё разложилось по полочкам, точнее сказать, я развесила всё по вешалкам в театральном шкафу Петербурга.

Экскурсию по театрам северной столицы проводил Георгий Цицишвили, известный как творческий руководитель страницы в инстаграмме @teatralnayavashalka, психолог, театрал. В описании профиля мы сразу видим лаконичное представление странички, но всё по фактам: “Самый популярный театральный аккаунт Петербурга. А так же тексты и кино. НЕ СМИ.” Он дает честные и красочные рассказы об истории театра,Помимо “театрального Петербурга”, есть экскурсии по местам Балабанова, походы в театр организованной группой и обсуждения спектаклей после, а также выезды на спектакли в Москву время от времени.

Молодежный театр на Фонтанке- первый в списке.

Отправная точка экскурсии по театрам Санкт-Петербурга — «Молодёжный театр на Фонтанке». Уютный скверик, много гуляющих и активно фотографирующихся с уютно устроившимся на скамейке памятником петербургскому интеллигенту — маленькая неприметная фигурка мужчины с зонтом. Местные даже навязали ему шарфик и теперь к нему выстроилась очередь.

Георгий говорит: «После экскурсии я пришлю вам свой личный «Must See по спектаклям» (обязательно к просмотру), но этого театра здесь не будет». Кратко рассказывая историю театра, его взлёты и падения, Георгий объясняет своё противоречивое отношение к нему. Несмотря на заявленное в названии определение «Молодежный», театр давно уже не выпускает из своих стен новых молодых талантов – о громких именах — выходцев оттуда — также не слышно. Для успеха любой организации, в том числе театра, необходима сменяемость власти и приток новых свежих идей, чего в «Молодежном театре на Фонтанке» уже давно не было. На данный момент и с 1993 года художественным руководителем является Семён Яковлевич Спивак.  Отсюда и последствия – застой, репертуар сплошь поставленные уже сотни раз на сценах других театров пьесы и отсутствие оригинальных постановок, уникальных актеров, да и, в целом, театру просто жизненно необходимо «второе дыхание», глоток свежего воздуха. Не хватает какой-то «остроты» и живости, чтобы привлечь сюда поток искушенной новыми театральными формами публики, да и просто светской театральной «тусовки».

Новый МДТ

Не задерживаясь в уютном скверике, мы отправляемся дальше. На Звенигородской улице хмуро высится большой каркас «недостроя». Много раз проезжая мимо, я ни разу не подумала бы, что это грандиозный проект Новой сцены Малого драматического театра, Театра Европы, или МДТ. Строительство глобальное, как и ожидания от театра. Планируется создать не классический театр в привычном понимании. На Новой сцене МДТ будет то, чему не нашлось места на старой — репетиционные залы, мини-общежитие, 700 посадочных мест, 5 сцен (малые и большие) и своя парковка заключает этот масштабный список. Но перед тем, как мы видим возвышающийся фасад «новой истории в жизни театральной России», по словам Георгия, прямо у дороги остатки стен разрушенных конюшен, которые не будут сносить, а, наоборот, хотят сохранить в духе колорита города.

Театр «Суббота»- слышали о таком?

Теперь мы двигаемся к «живому» и интересующему нас театру. Вы ждёте громкое название, которое у всех в обществе на слуху? «Театр Суббота»- слышали о таком? Будем расширять границы. Перед нами «самый прогрессирующий в Петербурге театр» , но несмотря на это он домашний и малый, сделан с нуля. Еще 2 года назад вам бы никто о нём и не сказал.

Руководит им Андрей Николаевич Сидельников, молодой режиссёр, который только начинает свой путь. Самая главная вещь, на которую сделан акцент в этом театре — это неформальный подход: например, окончание одного из спектаклей зрители наблюдают на улице с фейерверками. Здесь есть жизнь, здесь хотят ставить современные тексты, и ставят, например Пелевина, здесь есть все то, чего так не хватает «Молодежному театру на Фонтанке»

Кто работает в таком театре? Соответсвующие люди. Новая трупа, берут тех, кто сильно выделялся во время обучения, которые готовы на все. Они работают телом, могут играть вызывающе и агрессивно.

Театр им. Ленсовета

Но все-таки нужно возвращаться к классике, поэтому дальше мы отправляемся к Санкт-Петербургскому государственному академическому Театру им. Ленсовета. Георгий начинает лаконично со слов:


Театр всегда существует в двух состояниях: либо он на дне, либо он на пике


Один из тех самых «пиков» Георгий описывал глазами очевидца событий: в 1997 году театральным режиссером театра стал Владислав Борисович Пази. Тогда он дал возможность ставить спектакль своему молодому ученику, Юрию Бутусову, вместе с его такими же юными друзьями. Напарники Бутусова — Константин Хабенский, Михаил Трухин и Михаил Пореченков. «Ленсовета гремел! Очередь стояла на весь Владимирский проспект!» — вспоминает тот самый день наш рассказчик.

МДТ на Рубинштейна

Немного пройдя, мы оказываемся у МДТ (Малый Драматический Театр). Если начинать снова со слов Георгия, то начнём так: «Лучший театр для меня в мире.»

Резонанс, но когда-то это был худший театр по показателен в 80-ые. Перед началом спектакля в зале вы услышите: «Содержательного вам вечера» — это театр о содержании, требующего вдумчивого зрителя. «Приходи, если ты готов не весело проводить время, без музыки и без выходов, Л.А. Додин лаконичен в декорациях.» Вот мы и коснулись темы выбора правильного театра под настроение и ожидания. Во время театральной прогулки Георгий уделяет внимание деталям, главным тематикам в репертуаре театра.

«Теперь это театр Льва Абрамовича Додина!» Он-строгий учитель, к нему особое отношение и уважение. МДТ- именуют не только «Театром Европы», но и «Театром-дом», т.к Л.А. сам воспитывает своих учеников, он известен своими ночными репетициями, в тишину работается лучше.

 

Георгий Цицишвили

Как Додин обучает? Артист должен уметь всё. Точка.» В МДТ вы не увидите ни одного микрофона , даже петличных, ведь артиста должны слышать даже с самых дальних рядов – таковы условия.Кто часто проходит мимо, наверняка обращал внимания на две стоящие фуры, которые уже слились с пейзажем улицы Рубинштейна. А вы знаете, что в  них? Именно там все декорации для новой сцены МДТ. А с виду кажутся такими неприметными… Георгий и тут причастен с ярким моментам в истории театра. Присутствовав на первом спектакле учеников Льва Абрамовича Даниила Козловского и Елизаветы Боярской «Король Лир», Георгий подумал: «Сразу было ясно, вышли две звёзды!

«Александринка»

После всех, относительно небольших театров, мы подходим к грандиозному зданию Александринского театра. Масштабный и первый репертуарный театр России. Размеры поражают не только посетителей, но и самих актёров. Гастролирующим группам приходится вставать на сцену и репетировать за несколько дней до премьеры, чтобы подстроиться под зал. Интересный факт: один из артистов поделился с Георгием, что звука доходит с задержкой до задних рядов. Нарядные капельдинеры при входе, “убранство” театра в золоте, сплошные коридоры и лестницы — всё это ждёт вас внутри.

Новая сцена «Александринки»

Мы срезаем путь через двор и выходим к следующему по списку- Новая сцена Александринского театра. “Там идёт сплошной эксперимент”, этим он и отличается от всех остальных. Примером того самого отличия является сцена-трансформер, она и выезжает, и опускается, и разделяется на части.

Театр унаследовал традиции театрального режиссёра Ежи Гротовского, он говорил, что зритель должен обязательно быть участником действия, происходит серьёзное взаимодействие со зрителями. Наличие нескольких цехов позволяет актёрам экспериментировать, не выходя из театра: звуковые эффекты, декорации, то, как происходит работа артистов телом.

“Для меня это аналог Гоголь-Центра.  Люди приходят сюда поработать, зайти в отличный книжный магазин. Здесь активно работают иностранные артисты, приезжают из Америки и Германию, устраивая мастер-классы для молодых коллег. Для меня это даже больше культурный центр, нежели театр. Часто можно сюда попасть по случаю светского вечера и модного показа.”

 

БДТ

Предпоследний театр в нашей программе находится в пешей доступности от предыдущего- это Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова.


Номер 1 театр в России, и это не обсуждается. Заполняемость зала 99%.



Андрей Анатольевич Могучий- художественный руководитель и залог успеха театра. В чём заключается этот успех? Принято считать, что великий режиссёр к себе в «дом» себе никого не зовёт, ведь это всегда конкуренция. Но это история не об этом театре. Лекции, студенческие показы, масштабные провокационные баннеры на фасаде.

Факты из истории: первые зрители — солдаты. Перед началом спектакля на сцену выходил Александр Блок и перед целым залом людей в шинелях пояснял тему спектакля, что он значит, кто его написал, какие смыслы. Пояснение было необходимо из-за уровня образованности и подготовки первых зрителей, специально для этого к каждому креслу в театре были установлены петельки для оружия, которое по протоколу солдат не мог откладывать.

ТЮЗ- только ли для юных зрителей?

Последний и не совсем ожидаемый в программе- Театр Юных Зрителей им. А.А. Брянцева. У человека часто складывается впечатление, когда он слышит о ТЮЗе, что это детский несерьёзный театр, но при всём при этом это “почти в каждом крупном городе кузница кадров, не только актёров, но и новых спектаклей”. Это площадка для авангардистов, даже не каждый взрослый способен осознать смыслы. Рушится стереотип о наличии в репертуаре лишь детских спектаклей, которые на данный момент занимают лишь его треть.

 

Георгий Цицишвили

“Это театр огромного таланта людей, которые здесь работают. Они сталкиваются с сопротивлением со стороны зрителя, представьте ситуацию: из-за стереотипа “детского театра” сюда может приехать группа из 30 учеников 10 класса. Первые 5 минут разговоров, шороха в зале, все дети с гаджетами, которых не совсем интересует спектакль. Но в конце артистам удаётся увлечь молодого зрителя, это видно по овациям и обсуждениям в фойе после.”

По окончании экскурсии Георгий присылает список “Must see в СПБ”, “крупно выделены те, которые совсем нельзя не увидеть”. Что можно нового рассказать о театрах? И так всё вроде на слуху. Это заблуждение. Экскурсия настолько погружает в обширную театральную жизнь Петербурга, что хочется записывать каждое произнесённое название спектакля и поскорее увидеть каждый из них.

Наверх