10 фактов о Борисе Эйфмане, которому недавно исполнилось 75

Люди

В честь юбилея Бориса Эйфмана на больших сценах Москвы и Петербурга прошли показы спектаклей и гала-концерты. Авторский театр хореографа известен во всем мире успешными гастролями, сотрудничеством с ведущими школами и новаторским подходом к традициям русского балета.

Текст: Елизавета Кузнецова
31 июля 2021, 10:20

22 июля Борису Эйфману исполнилось 75 лет. Юбилей хореографа отметили в Петербурге и Москве: на сцене Александринского театра показали балеты «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Анна Каренина», «Эффект Пигмалиона», «Роден, ее вечный идол», а на сцене Большого труппа уже представила два спектакля и сейчас готовится к гала-концерту, который состоится 1 августа. Эйфмана называют диссидентом и волшебником – его работы знамениты новаторским подходом к хореографии, необычным прочтением классики и психологизмом.

Рассказываем, что нужно знать о создателе авторского театра и балетной школы в Петербурге, известных во всем мире.


1.

Борис Эйфман родился в Алтайском крае в семье инженера и с детства интересовался искусством. Сначала мечтал быть режиссером кино, но увлекся балетом: поступил в музыкальное училище в Кишиневе, придумал первый хореографический номер в 13 лет, а в 16 разработал первые драматические сцены спектаклей.

2.

Дипломной работой Эйфмана стал балет «Гаянэ» на музыку Арама Хачатуряна, который был поставлен на сцене Латвийской национальной оперы. В центре действия – любовный конфликт между армянской красавицей, её избранником Арменом и соперником Гико, который решается на месть после отказа девушки. Уже в этом спектакле обозначается главный творческий принцип хореографа – выход за рамки общепринятого. Он экспериментирует с ритмом и решением массовых сцен.

3.

В Ленинграде Борис Эйфман основал авторский театр, который сейчас известен под именем создателя – Театр балета Бориса Эйфмана. Ему предложили поработать с ансамблем Ленконцерта, но предоставили творческую свободу: он пригласил знаменитых артистов, в числе которых были Алла Осипенко и Владимир Михайловский, и продолжил экспериментировать с традициями, дополняя классическую основу новыми модернистскими элементами. С этим местом связаны поиски, успехи и слава хореографа: спектакли театра 9 раз номинировались на «Золотую маску», их привозили на гастроли в Китай, Финляндию, Францию, Великобританию, США.

 

4.

Борис Эйфман вдохновлялся творчеством зарубежных музыкантов, даже когда западная музыка была под негласным запретом. После спектакля «Бумеранг», поставленного на композиции Pink Floyd, его назвали «хореографическим диссидентом». Критики начали писать об обновлении российского балета, а журналисты The New York Times выпустили аналитическую статью с заголовком «Борис Эйфман – человек, который осмелился».

5.

Хореограф работает с классической литературой, в основе его балетов – произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Мольера, Сервантеса. Он не ставит целью достоверно воспроизвести прозу на сцене, а концентрируется на собственных мыслях и чувствах. Эйфман предлагает зрителям новые способы прочтения классики: в «Я – Дон Кихот» действие перемещается в сумасшедший дом, в «Чайке» сочетаются неоклассика и хип-хоп, а в «Евгении Онегине» герои превращаются в знаковых персонажей современности.

6.

Одна из известных работ хореографа – балет «Русский Гамлет» – рассказывает о судьбе Павла I. Будущий император страдает от недоверия, нелюбви, страха за будущее. В спектакле сочетаются фарс и трагедия: сначала Павел I узнает об убийстве отца, а потом не может удержаться за шлейф маминого платья и падает. Балет успешно гастролировал за рубежом, после чего журналисты The New York Times назвали Бориса Эйфмана единственным хореографом, который может «электризовать образы и театральные фантазии». Спектакль сняли с репертуара в 2012 году.

7.

В Советском союзе Эйфману приходилось бороться с цензурой и отстаивать балеты перед партийными чиновниками. Сейчас хореограф уверен, что деятели искусства ничем не ограничены. Главная цензура для них – это собственные убеждения и принципы, которыми они воздействуют на зрителей.

8.

В спектакле «Анна Каренина», который показали в Большом и Александринском театрах в честь юбилея Эйфмана, нет второстепенных героев, акцент сделан на любовном треугольнике Анны, Каренина и Вронского. Хореограф продолжает работу в традициях психологического балета и исследует чувства женщины, которая решается на любые жертвы ради страсти. Эйфман отдельно отмечает, что балет обращен к современности – дистанция между зрителями и героями стирается, они предстают не далекими образами из пыльного романа, а живыми людьми с проблемами, целями и недостатками.

9.

В 2011 году была создана Академия танца Бориса Эйфмана, которая воспитывает современную балетную элиту России: в образовании сочетаются традиционная классическая основа и направления современной хореографии. Академия сотрудничает с ведущими школами и коллективами мира. Ученикам преподают и отечественные преподаватели, и педагоги из США, Франции, Великобритании, а по обмену к ним часто приезжают студенты из Китая.

10.

Эйфман верит в божий дар, без которого художник не может вызывать отклик и соучастие публики. Он считает хореографическое мышление привилегией избранных, а его балеты часто называют психологическими.

Наверх