Джонатан Платт

Люди

9 декабря профессор славистики Питтсбургского университета прочитал лекцию о взаимосвязи романов Достоевского и фильмов нуар. После этого Джонатан Платт рассказал нам, как изменились стереотипы о русских, зачем нам противостоять обществу потребления и почему Россию боятся во всем мире.

Текст: Анастасия Белик
10 декабря 2014, 15:39

О Петербурге и России

Начало моего русского опыта было в Москве в 1996-м, но больше всего времени я провел в Петербурге — прожил здесь, в целом, шесть лет. Петербург — это нечто на периферии российской империи и, вместе с тем, часть Европы. И из таких парадоксов состоит вся русская культура. Не знаю, что это значит для вас, русских, но Западу тут есть, чему поучиться.


Может быть, настоящая Россия — это вообще Украина


Трудно говорить о том, насколько Петербург — российский город. Потому что Россия — это очень много совершенно разных мест, связанных, по большей части, исторически. Тут трудно говорить о понятии нации, о каком-то однородном обществе, где у людей похожие ценности. Может быть, настоящая Россия – это вообще Украина.


Джонатан Платт

Джонатан Платт

 — доцент кафедры славянских языков и литературы в Питтсбургском университете, США;

 — специалист по русской и советской литературе, искусству и культуре;

— автор научных трудов по творчеству Пушкина, Достоевского и Платонова.


О стереотипах

Если у человека на Западе сформировался какой-то стереотип о России – это, скорее всего, дело рук СМИ. Сейчас Россия у западных людей ассоциируется с Путиным — это самая популярная в мире фигура. Как вы сами понимаете, это не человек с бутылкой водки под мышкой и в ушанке, а гипермаскулинный политик. Этот образ сменил стереотип конца XX века — тогда это был советский человек, такой себе робот-терминатор, который использует науку, чтобы стать сверхчеловеком. И этого сверхчеловека может победить только американский дух. В целом, американское восприятие России всегда очень консервативно: они используют вашу страну, чтобы подкрепить местную идеологию.


Русская литература показала европейцам, что русский человек старается ответить на самые главные духовные вопросы и хочет стать сверхчеловеком


Понятно, что национальная литература, помимо всего прочего, формирует представление о стране. Достоевский и Толстой стали популярны в Европе в начале XX века, для Запада это в каком-то смысле первая настоящая модернистская литература. Может, Достоевский и консервативный писатель, но тогда его читали как радикала. Ваша литература показала европейцам, что русский человек больше, чем кто-либо другой старается ответить на самые главные духовные вопросы. А еще, что он хочет стать сверхчеловеком. У Камю даже есть пьеса о русских террористах-сверхлюдях. А потом этот стереотип развили образы советской культуры – большевики, ударничество, авангард 1920-1930-х годов.

джонатан платт

О соборности и культуре потребления

Сила России – это ее исторический, эстетический и политический опыт. Соборность, чувство коллективизма в вашей стране в известные моменты истории проявлялось больше, чем в других странах. Это большой плюс, но сейчас это потихоньку исчезает. Новые глобальные экономики разбивают общество на разные группы. В этом контексте самое главное для вас, как мне кажется, не слишком быстро отдаться пассивному обществу потребления. Много где на Западе это уже образ жизни. Там исчезает всякая культура и остаются только техники возбуждения желания. Здесь же все это только приживается, людям это интересно.


Что мне не нравится в политике России сейчас, так это циничность. Мол, вы бомбили Ирак — мы возьмем Крым


В Америке сейчас господствует мнение, что Россия – это опасная страна, потому что хочет восстановить Советский союз. Многие ученые пишут статьи о том, что надо вооружать украинцев против России. По-моему, все это не так, все более сложно. Но что мне не нравится сейчас в политике России, так это циничность. Мол, вы так поступаете – и мы так будем. Вы бомбили и взяли Ирак — мы возьмем Крым. Это, может быть, и правда, но это не решение вопроса.

Меня беспокоит не политика сама по себе, а то, что люди страдают. В Америке тоже волнения, потому что власть не служит народу. Происходит делигитимизация политики, идет обнаженная борьба за ресурсы. По-моему, конкуренция — это вообще ложь. Человечество одно, нельзя разбивать его на условные группы. И у литературы тоже нет национальности. Тот же Достоевский — да, русский писатель, но то, что происходит в его романах, понятно и важно для людей в любом государстве.

 О гуманитарных науках


В Америке гуманитарные науки страдают. Считается, что инновации нужны не для развития души, а для приобретения навыков 


Сейчас особенно важны гуманитарные науки. Когда люди получают эстетическое образование, они менее агрессивны. И менее уязвимы в смысле информационной пропаганды, которая идет в каждой стране. В Америке, например, страдают гуманитарные науки. Почему-то считается, что инновации и преобразования нужны не для развития человеческой души, а для приобретения каких-то навыков. 

Мне кажется, сравнительное изучение культур очень может помочь взаимопониманию стран. Я вот сопоставляю произведения Достоевского и американские фильмы нуар. Когда такие вещи рассматриваешь одновременно, конечно, чувствуешь определенный разлад, но это продуктивная дисгармония. Она предполагает, что нет правильного или неправильного. Что все устроено по-разному, все достойно изучения и нет какого-то определенного надлежащего пути. 

Фото: facebook.com

Наверх