«Это как раскаленный металл – надо сразу выковать»

Люди

Иногда мы становимся участником интересных сюжетов, сами того не замечая. Наша обычная жизнь является вдохновением для уличных фотографов, таких как Владимир Троян, преподаватель уличной и репортажной фотографии в Школе академической фотографии. Он рассказал о том, что происходит во время съемок, как новичкам преодолеть страх и остаться максимум незаметным для героя.

Текст: Анастасия Голикова
3 июля 2018, 12:59

Вы общаетесь с людьми, которых фотографируете? Узнаете их истории?

Это происходит довольно часто, когда я приезжаю в новые места. Недавно был в Архангельске.

– Что вы там узнали?                      

– Люди там добрые. И я понимаю, что у них есть разные проблемы, иногда посерьезней чем у жителей больших городов, но они все равно остаются людьми и, надеюсь, что ими и останутся. Узнал, что Архангельск делится на два слоя: деревянные дома и новостройки. Где-то люди с дровами ходят по улице, а через дорогу уже зажиточные мужики. Все строится на контрасте и это бросается в глаза.

Анкета от Владимира Трояна:

Любимое место для съемок в Петербурге

Нет привязанности к какому-то месту. Куда ноги занесут, там и нормально. Бывает, что идешь по центру и тебе некомфортно, а приезжаешь в Купчино и там классно.

Работы каких мастеров стоит смотреть новичкам?

Мне нравится Алекс Уэбб. Он сразу работает с цветом и сюжетом.

Вдохновляющие книги для фотографа

Я не читал. Я самобытный. Советую прочитать «Белое на черном» автора Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Испанский маленький мальчик-инвалид описывает все детские дома, где он побывал. Это стоит прочесть, чтобы понять, что у нас все хорошо.

Любимые фильмы

– Весь Джим Джармуш, весь Аки Каурисмяки. Их фильмы про обычных людей. Они красиво работают и с композицией, и с чувством, и с сюжетными линиями.

Как вы преодолели страх съемки?

Не вступать в зрительный контакт – думать, что снимаешь задний фон. Я начинал с этого, потому что не хотел входить в разговоры. Потом стало скучно.

Как казаться максимум незаметным для героя?

– Действовать уверенно. Грамотно войти в ситуацию и выйти из нее. Ни секунды не тянуть. Когда происходит что-то экстремальное, фотографа мало замечают. Да и вообще любую ситуацию надо со всех ракурсов отснять, чтобы потом можно было выбрать. Также есть такой прием, когда мы начинаем снимать сюжет издалека, а потом приближаемся к человеку. Он привыкает к нам и уже не обращает внимания.

В фильме о вас «Заснять за живое» был эпизод, когда вы вели голубя к балерине. Вы думаете о композиции, несмотря на то, что это улица?

– Я думаю обо всем: о переднем и заднем плане, о главном герое. В той фотографии была балерина и задний фон – Спас на крови – этого для меня уже мало. Мне хочется больше компонентов, которые будут взаимодействовать друг с другом. Люблю усложнять.

Какие истории случались во время съемок?

Как-то мы руфили Гостинный двор на Думской ради фотографии железнодорожных касс со стороны канала Грибоедова. У них стеклянный потолок шарами, и сверху это выглядит, как гряда яиц Чужого. Пришлось лезть по сломанным лесам и трубам, чтобы добраться до башни. Под нами находился банк, поэтому нужно было следить за датчиками движения, иначе бы приехал ЧОП.

Лезть на леса и трубы противозаконно?

Вообще да. Это проникновение на территорию организации.

Часто приходится нарушать правила?

Когда я занимался новостной съемкой, с полицейскими постоянно имел дело. Сейчас ушел на улицу – действую один и никто мне не начальник.

Балерина

Что делать, если герой яркий, он находится прямо перед нами и видит нас, а мы хотим его сфотографировать?

Берем и снимаем. Те, кто выглядит эпатажно, готовы к фотографированию. Когда мы снимаем их – делаем хорошо обоим.

Вы снимаете портреты прямо на улице или приглашаете в студию?

Никаких студий! Прямо сейчас и здесь. Портрет – это как раскаленный металл – надо сразу выковать. Если будем ждать человек расслабится и начнет позировать, а нам нужно напряжение нескольких секунд.

Люди, которых вы фотографировали, находили вас в интернете, когда видели себя на фото?

Такого не было. Однажды я снял молодого человека в автобусе на Невском проспекте с красивым светом, но не сказал спасибо. У нас был мощный контакт – он раскрылся. Потом я приехал на остановку и ничего ему не сказал. Какая-то скованность появилась в тот момент. Вот уже шесть лет в глубине души надеюсь, что он найдется и скажет: «а это я». И я отвечу: «Аллилуйя! Наконец этот камень с души упадет. Спасибо тебе».

Как вы поняли, что  контакт установился?

По глазам. Есть взгляд злой, хитрый, закрытый, а тогда был взгляд открытый. Это все внутри и без слов. Человек раскрывается, а я, как охотник за приведениями, забираю его душу в ловушку.

Иранские болельщики

Вы считаете это психологией?

Вообще любой фотограф точно должен быть психологом, не говоря уже о съемке портретов. Нужно любить и уважать человека по умолчанию, не ставить себя выше. Это противозаконно в фотографии. Только когда мы уважаем всех и любим, то можем достигнуть реалистичных кадров.

Сколько времени уходит на одну съемку?

Зависит от времени года. Если встаешь выспавшийся, и лето на дворе, можно хоть сутки снимать и получается куча материала. А зимой у нас какое-то коматозное состояние. Мы как канарейки – темно становится – сразу спать. Я даю себе мало поблажек – иначе приходится что-то дорабатывать.

Как вы относитесь к фотошопу?

Если коррекция используется в коммерческих целях – это хорошо, в правдивой фотографии – нет. Когда я понимаю, что человек фотошопит, он падает у меня в глазах.

Можно сделать приятное человеку, замазать прыщ?

Нет. Ты снимаешь человека, которого не знаешь, в уличной композиции, поэтому никакие прыщи не замазываются. Это против правил. Чтобы рука даже не дергалась за заплаткой.

Если сюжет фотографии интересен, но качество не очень, вы показываете ее?

Анри Картье-Брессон сказал, что резкость – это буржуазная концепция. Так что если сюжет очень крутой, мощный, то качество откидывается.

Наверх