“Когда появился рэп, все смогли делать музло, когда появился автотюн, все смогли петь” — лекция саунд-продюсера Сергея Нафталанджи.

Люди

Текст: Дарья Никишина
1 июля 2019, 16:44

В пятницу, 28 июня, в Академии re:Store с лекцией выступил Сергей Нафталанджи — музыкант и саунд-продюсер, звукорежиссер студии Subbox Records; а также ответственный за качество звука на баттл-рэп площадках “РВАТЬ НА БИТАХ”, “140 BPM”, “SLOVOSPB”.

Лекция начинается со слов «Дайте шума!», а Сергей рассказывает, что первый раз в жизни ведёт лекцию. «Сегодня мы поговорим о том, что мы все так любим — о хип-хопе».

Рассказ об особенностях рэп-среды Сергей начинает издалека — со своей биографии: «Я сам из Мурманска и в этой сфере я вырос. Очень любил рэп с самого начала и в 13 лет дома при помощи магнитофона и компьютера собрал свой первый микс. С того момента я понял, чем хочу заниматься». Позже Сергей работал на радио, что дало ему доступ к профессиональной студии. А в 2014 году переехал в Санкт-Петербург и начал самореализовываться как звукорежиссер.

Об особенностях хип-хоп среды
«Рэп — среда не особо благополучная сама по себе. Хип-хоп, по сути, универсален, что дает возможность творчески высказываться людям, которые не имеют каких-то особых голосовых и других музыкальных данных. Главное, владеть чувством ритма».

По словам Сергея, специфика среды заключается в том, что чаще всего люди, занимающиеся хип-хопом, довольно плохо обеспечены, а также бывают связаны с каким-либо криминалом. Сама хип-хоп сфера очень агрессивна в отличие от других, но у неё есть определенные ценности. «Одни из самых важных — это понятие «тру» (прим.: “тру” — это русская адаптация английского слова “true” — «настоящий»), сленг (общий язык), умение зарабатывать и при этом оставаться бескорыстным и, конечно, профессионализм».

После Сергей переходит к минусам и плюсам работы в данной сфере. «Первый и самый очевидный минус — низкий бюджет, а также нестабильность и эмоциональная рефлексия. Пока только одни минусы, но на самом деле не все так плохо. Главный плюс — рэп сейчас *****[очень] популярен, что дает огромную клиентскую базу, с которой можно работать. В этой сфере, среди большой каши иногда не особо талантливых людей, все-таки появляются, наоборот, очень талантливые — и открытие этих самых новых талантов всегда приятно. И неочевидный, но важный плюс — даже обладая минимальными навыками саунд-продюсера, можно принимать заказы. В рэпе достаточно понять, как записать голос, как его обработать и как наложить».

Об индивидуальном подходе
Далее Сергей рассказывает об особенностях студийной работы и подходах в работе с артистами. «Индивидуальный подход — фантом в этой сфере, потому что мало кто из звукорежиссеров понимает, что это такое». Сергей выделил несколько важных подпунктов:
1. Нужно уметь общаться на одном языке с человеком, который к тебе приходит.
2. Знать материал. «Будет очень странно, если к тебе приходит человек и спрашивает: “—Ты слышал новый альбом ASAP Rocky?”, а ты ответишь: “ — Это кто такой?”»
3. Важно иметь собственное мнение. «Это безусловно повышает авторитет саунд-продюсера в глазах артиста. Вы должны быть универсальны в профессиональном плане, но субъективны в плане собственного мнения».

О форме работы
«Многие видят это по-разному. Кто-то любить разбивать процесс и делать все по-отдельности. Считается, что этот способ наиболее правильный, чтобы не сойти с ума. Но есть важный момент — форма работы, удобная именно для артиста. Её нужно находить и определять индивидуально с каждым».

«У звукорежиссера должен быть свой образ, как и у артиста, который он ему продаёт».

О психологии работы с артистами
«Есть такая аксиома, которая работает на 100% — чем больше артист чувствует себя звездой, тем более крутой продукт вы получите в итоге. Помимо этого, очень важен порог доверия — человек должен научиться доверять вам и вашему мнению. Он очень обусловлен профессионализмом. Нужно налаживать диалог, а не монолог в своей работе.

Авторитет в хип-хоп сфере — вещь довольно интересная. Заслуги звукорежиссера перед другими хайповыми людьми ничего не будут значить. Артист будет смотреть конкретно на то, что вы ему предложите. В этой сфере всегда присутствует фактор недоверия к людям. К вам, возможно, придут из-за этого, но уважать будут только после того, как проверят ваши навыки».

О шкале тонов
Далее Сергей рассказывает об эмоциональных особенностях работы с артистами. «Когда к вам приходит человек, то он приходит в каком-то определенном эмоциональном фоне. Если человек по шкале тонов находится на низком уровне, то чтобы повысить его продуктивность, вам надо его поднять. Как это сделать? Вы сначала падаете в его же эмоциональный фон, а потом контролируя процесс, поднимаете его. Таким образом, чем выше уровень, тем лучше продукт вы получите в итоге».

О процессе
«Рэп музыка строится на трёх фундаментальных вещах: это бас, ритм и голос». Для того, чтобы подтвердить свои слова, Сергей включает несколько довольно известных треков ASAP Rocky, $uicideboy$ и A$AP Ferg.

«Я работаю в программе Cubase Pro 9. Считаю, что это одна из лучших программ для быстрого монтажа. Советую покупать лицензионный софт». Далее Сергей проводит небольшой обзор необходимых инструментов для обработки звука, а также делится своими секретами касательно их использования, параллельно отвечая на вопросы.

Об автотюне
«Когда появился рэп, все смогли делать музло, когда появился автотюн, все смогли петь. В чем суть? Автотюн дотягивает голос артиста до той ноты, в которую он не попал. Но для того, чтобы автотюн действительно работал, вам нужно сначала настроить артиста».

О сэмплировании
«Как только покупаешь аранжировку, включай Shazam. Потому что у нас битмейкеры — это те же самые рэперы по ментальности. Бывает разное».

Два с половиной часа проходят незаметно. «Не всё обсудили, что хотелось бы обсудить, но всем спасибо». Громкие аплодисменты.

Наверх