«Опыт — всегда хорошо»: Таша Веселова о жизни молодого пиарщика.

Люди

За плечами оконченная кафедра рекламы и связей с общественностью ЛЭТИ, много лет стажировок и работа, работа, работа. Таша Веселова рассказала Piterstory об опыте работы пиарщиком, сложностях и достижениях.

Текст: Екатерина Власова
3 сентября 2021, 18:32

— Тебя всегда тянуло к гуманитарным наукам стать пиарщиком – было спонтанностью?

 Я всегда была склонна к гуманитарной истории: играла в театральных кружках, занималась рисованием. Из технического в моей жизни было только программирование, и то, это был веб-дизайн – тоже про творчество. Уже в десятом классе решила, в какой вуз поступаю, на какую специальность. Достаточно четко шла в этом направлении.

— Ты сказала, что определилась с будущей профессией ещё в 10м классе. В своём выборе ты ориентировалась на востребованность профессии?

— Да, безусловно. В целом у меня была напряженная ситуация в семье, связанная с будущей карьерой. Родители хотели, чтобы я пошла на экономику – в школе я училась в экономическом классе. Поэтому мне нужно было как-то отстоять своё решение. Для родителей реклама была чем-то непонятным. Поэтому я максимально прошерстила все возможные источники в поисках информации, дошла даже до того, что писала в РАСО (Российскую ассоциацию по связям с общественностью – прим. автора) с вопросом, какой Вуз в Петербурге лучший по моему направлению. В итоге оказалось, СПбГУ и ЛЭТИ занимают первые места с разницей лишь в том, что у СПбГУ уклон на журналистику, а в ЛЭТИ больше практики. Для меня выбор очевиден.

— Расскажи про учебу в ЛЭТИ. Она укрепила твоё желание идти работать в пиар?

— Мне нравилось учиться в универе. Было много полезных проектов. Мне повезло с преподавателями: было много практиков, крутых представителей профессии, на которых хотелось ровняться. Вспоминаю многих с теплотой: нашего зав. кафедры Ранчина Алексея Валентиновича, преподавателя по менеджменту Жушман Галину Анатольевну. Кстати, она была главным пиарщиком «Эрарты», потом ушла в Газпром. Я у нее практику закрывала: пошла работать в Coca-Cola HBC Russia, хотя хотела в Ginza Project. Подумала тогда, что Coca-Cola престижнее, что должна быть строчка в резюме. Галина Анатольевна тогда сказала очень важную вещь: «Никогда не выбирай тот продукт, к которому у тебя не лежит душа. Если тебе нравится вся эта ресторанная тема – пробивайся туда. Ценность специалиста выше, если он любит продвигаемый продукт. В этом случае он максимально классно его презентует». Сейчас я по жизни стараюсь максимально прислушиваться к ее совету.

— А какое у тебя сейчас направление в работе. Чем ты занимаешься?

 Мою деятельность достаточно сложно охарактеризовать одним словом. Я берусь за все возможные кейсы, но сейчас отдаю предпочтение тем проектам, где меня рассматривают как контент-менеджера. Это про разработку концепции для социальных сетей, сайтов, представление компании в digital-пространстве и дальнейшее ведение всей этой истории. Также в мои обязанности входит пиар-составляющая: я налаживаю контакты со СМИ и блогерами. Раньше еще занималась таргетом и продвижениями, но сейчас это не интересует.

— Тебе легко дается коммуникация со СМИ и блогерами?

 Я веду с ними только деловую переписку, в таком формате мне достаточно просто, навык переписки у меня хорошо развит. Что касается каких-то частных мероприятий: когда мне нужно взаимодействовать напрямую, лично знакомиться, то да, бывают сложности. Я не очень легко иду на контакт в реальной жизни.

— Как вообще повлияла твоя нынешняя работа и твой заработок на обстановку в семье и в целом в жизни?

— Каждый раз, когда я говорю, что у меня появляется новый проект, родители за меня радуются. Когда я говорю о своем заработке, мама всегда расплывается в улыбке, говорит, что мной гордится. Вообще они очень пристально наблюдают за мной во всех сетях, постоянно просят показать результаты с фотосессий, которые я провожу и так далее. Они мои главные фанаты и моя главная поддержка. Я доказала своей семье, что правильно выбрала направление. В общем и целом, у нас всегда была теплая обстановка в семье, но сейчас взаимоотношения стали еще лучше: мама иногда шутит, что я главный кормилец. Да и мне спокойнее и приятнее, что я не сижу на их шее и в случае чего могу как-то им помочь. Мне не так уже важны свои материальные истории, как возможность показать родителям, что я теперь могу заботиться о них, как они заботились когда-то обо мне.

— Ты сказала, что берешься за большое количество проектов. Тебе это легко дается?

 В целом, у меня сейчас все стабильно. Я уже год работаю с клубом History, с июля месяца меня повысили. Я теперь веду все социальные сети History, VNVNC Concert Hall и Terrace. Занималась реновацией бара 7 SINS, бывшей малой VNVNC, отвечала за позиционирование и визуальную концепцию. До этого я год работала в Abyss, ресторане греческой и итальянской кухонь. С нуля разрабатывала концепцию заведения, занималась социальными сетями, пиаром и так далее. У меня обычно так: если появляется новый проект – он будет долгосрочным. Бывают еще разовые заказы: съемку провести или еще что-то такое. Допустим недавно я провела съемку группе «Френдзона» для цифровых площадок. Пока мы снимали, я для себя поняла, почему мне нравится моя специальность: изначально пришла в это все достаточно долго занимаясь фотографией. Поэтому картинка для меня всегда на первом месте. Сейчас хочу снова вернуться в это направление, больше фотографировать сама, не только продюсировать съемки.

— Как тебе комфортнее работать: удаленно или очно?

— Моя работа практически всегда удаленная. Единственное, как я взаимодействую со своим начальством, клиентами – на съемках. В клубах у меня раз в месяц проходят собрания. Для всех я вроде как полноценный сотрудник, но вся моя работа по сути удаленная. В какие-то моменты это конечно удобно. Но все зависит от количества проектов, которые я параллельно веду. Допустим, когда я училась в университете, вела только аккаунты History и премиум ресторана «Москва-Пекин». У меня была достаточно маленькая нагрузка, это было легко. Плюс зарплата была выше, чем в среднем по рынку: до должности SMM-щика в ресторане «Москва-Пекин» я была хостес, мне сохранили заработную плату. Тогда я чувствовала себя в шоколаде. Сейчас я не жалуюсь на зарплату, но у меня выросла нагрузка. По факту я работаю целый рабочий день, как если бы работала в офисе. В удаленной работе есть свои плюсы: я не люблю тратить время на сборы, дорогу. Для меня действительно логичнее выполнить определенные задачи из дома. У меня есть свобода в перемещении, свобода в планировании своего дня и так далее. Сейчас, в силу высокой занятости, планировать не особо получается, но я понимаю ради каких целей все это делаю. В какой-то период моей жизни роль фрилансера меня чуть не сломала. Тогда я вышла из одного проекта: не сложилось конкретно с местом. Разногласия по дальнейшему видению и концепции развития заведения. Хотела уйти в агентство: устала от ненормированного рабочего дня, отсутствия выходных. Каждый день должна была выходить на связь, общаться с клиентами заведения, обрабатывать заявки, брони. Информация поступала 24/7. Мне казалось, что если я пойду в агентство, где все более или менее структурировано, мне будет лучше. Но в те агентства, в которые я хотела, меня не взяли. Недавно мне пришло приглашение на собеседование в агентство: думаю на него схожу, чтобы просто понять, подходит ли мне такой формат работы или нет.

Но сейчас понимаю, что желание прекратить быть фрилансером скорее было минутной слабостью. Проект, из которого я вышла, давил на меня морально. Я выполняла задачи сверх своих обязанностей. Сначала бралась за все, так как это был полезный опыт, но не чувствовала, что кто-то понимает мою ценность, как специалиста. На нынешнем месте работы мы переформировали отдел маркетинга: каждый из команды занимается своим делом. У нас есть арт-директор, который отвечает за музыкальное направление, есть я, которая работает с социальными сетями, налаживает контакты со СМИ и блогерами, есть человек, который отдельно занимается только рекламой оффлайн и онлайн, есть креативный директор, чьей главной задачей является придумывать формат мероприятий, управляющий заведениями и владелица. То есть, когда каждый отвечает за свое, и когда каждый горит своим делом – работать легче и продуктивнее, несмотря даже на то, что мы поставили себе очень масштабные цели. Классная команда – залог успеха, а работать так, что все обязанности только на тебе – неблагодарное дело, за такое больше в жизни не возьмусь. В любом случае, это был опыт, а опыт — всегда хорошо.

— Как человек с опытом, расскажи, как новичкам в твоей сфере деятельности набить клиентскую базу?

— Мне кажется, что в каких-то моментах мне просто повезло: я оказалась в нужное время в нужном месте. Безусловно, здесь и моя заслуга, но проследить момент, когда все начало складываться, я не могу. В университете я активно соглашалась на любые подработки и проекты. Я очень много работала за бесплатно, набивая свое портфолио. Для меня универ был попыткой накопить какие-то связи. Не могу сказать, что это получилось на сто процентов, потому что большинство моих одногруппников сейчас работают абсолютно не по профессии. Параллельно с учебой я работала то официанткой, то менеджером, то хостес, просто чтобы накопить какие-то деньги на реализацию личных творческих идей. На последнем курсе я работала в «Москва-Пекин» хостес, потом они вспомнили, что я будущий пиарщик и предложили работу по профессии. Я согласилась, но при условии, что работа будет зачтена как дипломная практика. Так оно и получилось. Я писала диплом по своему ресторану и параллельно работала. Сейчас уже мой бывший руководитель зовет меня к себе на работу в новое заведение, мы в процессе переговоров. Соответственно все контакты с моих предыдущих работ начали постепенно пригождаться.

Фото: tashasproject

Я за сарафанное радио, считаю, что это самый прекрасный способ забить клиентскую базу, получить нужные контакты. Даже мои родители в этом задействованы: рассказывают своим знакомым о том, что их дочка PR-специалист. Друзья тоже знают, что я активно работаю, многие из них участвуют в моих проектах или видят меня в работе. В силу этого появляются какие-то дополнительные рекомендации. Допустим, я провела своей подруге Полине фотосъемку, она сейчас менеджер на музыкальном лейбле. Потом ей потребовался фотограф для ее артистки Нексюши, они пригласили меня. После съемки с Нексюшей на меня вышла солистка группы «Френдзона», тоже кое-что интересное сняли, но пока не могу раскрыть всех деталей. Когда-то еще сниппет для исполнительницы Доры снимала, хотя видео – это не моя специализация от слова совсем. Вот так постепенно обрастаю контактами, связями. Самое главное, когда мои заказы начинают расти в плане сложности, я понимаю, что хочу повышать квалификацию. Проходить дополнительное обучение, курсы. Университет – это хорошая база, фундаментальные знания и связи. Тебя учат, как работать с информацией по стандартам, но программа давно не обновлялась, поэтому за актуальной информацией иду на курсы.

Основной проблемой фриланса является то, что ты не совсем в теме, не в гуще событий и не вертишься постоянно в профессиональном сообществе. По крайней мере, так у меня. Это момент восполняю тематическими конференциями, например, «Коллеги» от Setters. Ели есть возможность посетить подобные мероприятия, я всегда стараюсь вписаться. Я прекрасно понимаю, что это все окупится на практике. Ведь полезную честную информацию из первых уст, «внутренности» крутых кейсов никто в сеть бесплатно не выложит.

— В твоей сфере деятельности конкуренция чувствуется?

— На самом деле очень большая текучка в этом всем. Когда выпускалась из университета, очень боялась, что каждый второй сейчас SMM-щик, что мне будет не найти работу. Страхи были вполне обоснованные, но сейчас чем больше я работаю, тем больше убеждаюсь, что качество образования у этих потенциальных конкурентов весьма низкое: какие-нибудь проходные курсы от инфоцыган, которые на самом деле не результативные без фундаментальных знаний. Я считаю, что ребята, залетающие в digital без знания каких-то основ пиара — это не профи. Это такой же пиарщик, но просто в интернете, а специалист должен понимать процессы не только в digital-пространстве, но и в оффлайн. Сейчас все держится на интегрированных коммуникациях, все это тесно связано между собой. Мне пока везет, я толком не встречалась с сильной конкуренцией. Такого, что меня не брали на работу, практически никогда не было. За исключением тех моментов, когда я хотела идти в агентства. Но тут проблема была в том, что я хотела идти на другое направление, заниматься чисто продюсированием проектов. В этом направлении личного опыта и конкретных кейсов было мало. Я понимала, что могу всем этим легко заниматься, но агентству было недостаточно информации. Они не могли оценить мой уровень.

Еще конкуренция может быть не такой ощутимой, потому что у меня в запасе широкий выбор направлений: я могу заниматься чем угодно. Не будет получаться в СММ, могу уйти в ивент-менеджмент, могу пойти просто фотографировать. С помощью выбора можно бороться с общей рутиной: надоело одно – займусь другим. С годами убеждаюсь в том, что очень сложно работать в проекте, который неинтересен. Я стараюсь пробовать что-то новое, потому что в основном все мои проекты были из ресторанной сферы. Сейчас работаю с бизнес-клубом: появляются новые обязанности, например я каждый день должна читать подборку новостей из Forbes. Первые две недели не понимала практически ничего, сейчас уже более или менее начинаю разбираться в сути инвестиций, биржах, хоть и поверхностно. Важный аспект: любой, кто в этой профессии, должен знать и понимать продукт, быть в теме того, о чем он вещает: только тогда потребитель будет верить бренду, общему тону коммуникации. Я считаю, что для этого всего не обязательно высшее образование, но желание учиться и развиваться в этом направлении нужно: можно почитать фундаментальные книги, которые есть в открытом доступе. Ведь образование в университете, по сути своей, тоже самообразование: чтение научных работ, статей. Но понимание того, что одним курсом по SMM не обойтись должно присутствовать.

— Что ты вообще можешь посоветовать начинающим?

 В первую очередь – подписаться на аккаунты пиар-агентств в социальных сетях. Просто посмотреть, изучить, чем они занимаются. Агентства часто предоставляют стажировки, на которые обязательно нужно ходить. Если времени на стажировки по каким-то причинам нет, пытаться создавать свои проекты и предлагать их всем. Помню, когда проходила курс по инфлюенс- маркетингу по работе с блогерами, было очень классное задание. Мы должны были проанализировать аккаунты 10-15 блогеров, проанализировать их аккаунты и предложить каждому персональные варианты для дальнейшего развития блогов. Многие, кто проходил курс, нашли таким способом себе клиентов. Стучитесь во все возможные двери, какие-то вещи делайте за бесплатно – многие любят халяву. Это нормально, когда ты, не имея своего объемного и понятного портфолио, предлагаешь идею за бесплатно. Главное чувствовать границы, не давать на себе ездить слишком активно. Так что инициативу всегда любят, не нужно делать прямо полностью все без оплаты, просто нужна какая-то стартовая приманка. Выделяйте себя не просто словами «я очень целеустремленный и готов обучаться», но еще и показывайте, чем именно вы можете быть полезным.

Наверх