Путь к успеху. Интервью с фотографом Майей Сафиной

Люди

Майя Сафина — петербургский фотограф. Вот уже несколько лет она профессионально занимается фотоискусством. Через свои работы она пытается передать мир таким, каким она его видит своими глазами: необычным, ярким, а порой пугающе странным. В интервью Майя расскажет о своем творческом пути.

Текст: Кудряшова Елизавета
7 октября 2021, 02:29

С чего начался твой путь как фотографа?

Майя Сафина,

фотограф

Довольно забавно, что мне почти каждый раз задают этот вопрос на съемках, а я не могу на него ответить. Вот и сейчас у меня в голове нет определенной цифры. Наверное, прошло лет 8 с того момента, как папа подарил мне мой первый фотоаппарат. Помню, снимала абсолютно все, что попадалось на пути: архитектура, природа, случайные прохожие. Я тогда не особо вкладывала в это смысл, просто снимала то, что нравится, и получалось довольно неплохо. Уже после переезда в Санкт-Петербург я задумалась о том, что можно попробовать провести творческую съемку с участием модели. Фотографировала сначала бесплатно, потому что для меня это было скорее хобби, чем способ заработать. Постепенно наработала себе портфолио и подумала, почему бы не начать зарабатывать на том, что действительно нравится, и начала брать минимальную сумму за свою работу, а когда поняла, что полученные снимки становятся все лучше, и лучше — постепенно начала повышать ценник. Искала потенциальных клиентов в социальных сетях: ВКонтакте, Инстаграм, кто-то находил меня сам. Постепенно ко мне стали обращаться бренды, некоторые свои работы я даже отправляла в журналы. Примерно так все и началось.

 

Расскажи подробнее про сотрудничество с брендами и журналами

На самом деле рассказывать тут особо нечего. Либо ты предлагаешь свои услуги бренду, либо они как-то на тебя выходят: кто-то посоветовал или один из сотрудников увидел профиль в инстаграме. Я еще ни разу не писала сама, хотя большинство фотографов первыми предлагают сотрудничать, Работать с брендами иногда сложно, они ставят строгие рамки, и многим все равно на твои творческие и оригинальные идеи, нужны снимки четко по ТЗ — ни шаг вправо, ни шаг влево. Но бывает и такое, что на коммерческой съемке могут сказать: «Делай так, как видишь», и тут уже можно оторваться и дать волю воображению. Что же касается журналов, то тут все просто: нужно самому предложить свои фотографии журналу, и если они ему понравятся, то их опубликуют. Рассчитывать, что их размещат в печатном издании на первых страницах не стоит. Скорее всего работы поместят либо на сайте бренда, либо в социальных сетях, чаще всего в инстаграме. За авторство переживать не стоит, нормальные журналы обычно пишут кто автор снимка, могут даже оставить ссылку на твой аккаунт в социальных сетях.

Откуда ты черпаешь вдохновение?

Никогда не придумывала все «с нуля». Обычно это происходит так: ты сидишь в инстагарме, пинтересте или вообще листаешь журнал и смотришь на огромное количество фотографий с других  съемок, вдохновляешься, заимствуешь задумку и воплощаешь ее совершенно иначе. Я люблю смотреть фильмы, разглядывать картины на различных выставках — это помогает повысить уровень насмотренности. Я могу резко загореться идеей, воплотить какой-то особенно понравившийся образ из очередного фильма, но он не будет точь-в-точь его повторять, получится скорее синтез моего воображения и чужой задумки, что и породит абсолютно новый кадр. Также стала недавно вдохновляться природой, часто для референсев ищу именно абстрактные изображения, например картинки солнечных лучей или капель дождя, которые передадут настроение будущей съемки. Хочу сказать, что для любой творческой профессии, будь то фотограф или дизайнер, очень важна насмотренность. Важно уделять хотя бы час своего времени в день, чтобы посмотреть новые работы в аккаунтах любимых фотографов или вдохновиться любыми другими визуально привлекательными вещами.

Есть ли у тебя любимые фотографы, чьими работами ты восхищаешься?

Мне очень нравится наш российский фотограф — Елизавета Породина, а из зарубежных я выделю Тима Уокера. У меня не укладывается в голове как они получают эти кадры. Все работы из разряда фантастики, какие-то нереалистичные. Я бы хотела снимать в похожем стиле, ты будто попадаешь в другую реальность, когда смотришь на них.

Касаемо технической части, у тебя есть какие-нибудь предпочтения?

Я не уделяю особо много внимания технике. Всегда снимала на Canon, думаю, как-нибудь попробую что-то другоее, но пока и так все устраивает. Для разнообразия иногда беру в прокат разные объективы, со светом играюсь уже на самой съемочной площадке. Обычно в студиях уже предоставлены различные источники света, можно их настроить самостоятельно, либо попросить мастера помочь. Если съемка проводится на улице — это уже другое дело, тут нужно ориентироваться по погоде и времени суток. С собой ты софтбокс не потаскаешь, поэтому приходиться выкручиваться. На прогулочные съёмки я ношу с собой отражатель, различные кристаллы, которые создают красивые эффекты на солнце, недавно начала брать мощный фонарик с различными накладными фильтрами. Если с погодой совсем все плохо — предлагаю снять студию или перенести фотосессию на другой день.

Как проходит процесс отбора фотографий и их обработки?

Это очень долгий процесс, его даже можно назвать мучительным, потому что фотографий очень много и все они классные, а выбрать нужно всего штук 200-300. Обрабатывать тоже тяжело, но тут уже скорее творческий процесс, ведь практически для каждого кадра нужно сделать индивидуальную цветокоррекцию, добавить блики или наложить специальные фильтры. По желанию заказчика я могу отретушировать некоторые фотографии: разгладить кожу, замазать прыщик или убрать складку. Если съемка была крупная, то я трачу несколько дней на все этапы обработки, так как снимков может получиться более 500, и даже больше.

Майя и ее подруга Юля несколько лет назад начали организовывать фотосъемки, которые называются «фотодни». Такой вид съемки ограничивается одной конкретной темой. Фотограф и стилист подготавливают фотозоны под тему фотодня, предоставляют одежду, услуги визажист и стилиста по волосам.

Расскажи подробнее про ваш с Юлей проект. Как вы его придумали и начали развивать?

Я познакомилась с Юлей около двух лет назад, мне нужен был визажист для творческой съемки, и она откликнулась. Так получилось, что мы сработались и начали сотрудничать уже на постоянной основе. Сама же концепция фотодней далеко не новая, мы вообще ориентировались на ребят из Москвы, которые проводили целые фотонедели на различные тематики. Наш проект решили реализовывать только раз в месяц, на выходных. Изначально мы работали лишь вдвоем и не задавали какую-то конкретную тему, а потом вышел сериал «Эйфория», который и вдохновил нас на первый полноценный тематический фотодень.

Было ли сложно в самом начале найти клиентов?

Поначалу было нелегко, потому что мы не задавали конкретную тематику. Просто делали качественно и красиво. Все изменилось после фотодня «Эйфория», из-за дикой популярности сериала и отсутствия на рынке похожих проектов, места разобрали практически сразу. С последующими фотоднями проблем также не возникало, особенно если тематика какая-то необычная. Были даже моменты, когда мест было меньше, а желающих больше, поэтому приходилось проводить фотосессии в два дня, а иногда даже в три. По запросам мы можем повторить фотодень через какое-то количество времени, так было с «Эйфорией». Некоторые клиенты обращаются к нам, чтобы мы провели для индивидуальную съемку, которая повторяет тему фотодня.

Недавно ты начала обучать начинающих фотографов. Расскажи об этом подробнее.

Я начала задумываться о какой-то просветительской деятельности после того, как мне постоянно начали поступать в директ вопросы на подобие: «а как это снять?», «как ты добилась такого эффекта?». Потом я познакомилась с девочкой-фотографом, которая занимается обучением новичков, и я решила тоже попробовать, почему нет. Сначала пыталась делать «для всех», публиковала полезную информацию у себя в инстаграме, устраивала марафоны, но это не особо заходило подписчикам, поэтому решила заниматься индивидуально со всеми желающими.

Куда движется твоя фотография? Возможно ты относишь ее к какому-то конкретному стилю?

Я бы хотела делать снимки, которые находятся на грани с реальностью. На такие кадры реагирует по-разному: кто-то не понимает и считает абстрактной ерундой, а кто-то восхищается. Мне абсолютно все равно на первых, я хочу творить в этом направлении и получать восторженные отзывы о тех, кто действительно сможет понять смысл, который я вложила в работу. Сейчас «моя фотография» обычная, более коммерческая, надеюсь, что в ближайшем будущем я смогу прийти к тому, к чему стремлюсь. Также хочу отказаться от индивидуальных съемок, точнее снизить их минимуму, чтобы полностью сосредоточиться на сотрудничестве с брендами.

 

Наверх