«Мы – первые на Земле, кто смог сыграть классику в темноте! Без нот и без дирижера»

Люди

29 октября в БКЗ "Октябрьский" состоится грандиозное мультимедийное шоу "Классика в темноте". Художественный руководитель первого в мире концептуального проекта Евгения Зима рассказала Piterstory о своем видении искусства, как зародилась идея нового действа и какие сюрпризы ждут петербуржцев.

Текст: Акерке Толеген
16 октября 2017, 17:25

Я – музыкант

Я – человек, который ищет и живет со страстью. Если говорить официально, то занимаюсь этим с детства, когда в пять лет меня отдали на скрипку. Я прошла очень долгий путь с музыкальной школой, училищем, консерваторией. Всё у нас, в Римского-Корсакова. Мое обучение как пролог в сказке, повествование перед самой историей (смеется). По-настоящему я стала приходить к музыке, когда закончила консерваторию и стала искать, где же эта самая музыка есть. Я не верила, что она только в нотах и академических залах, мне этого было мало. Тогда я пошла в джаз, писала свою музыку, пела, играла ее. Пробовала разное: и фанк, и фьюжн, и этнику, и, конечно, классику. Поиск музыки – бесконечный процесс, я все еще иду к ней.

О «Евгении Зима Band»

Честно говоря, ничего с нашей группой не случилось, мы все еще вполне успешно играем. В какой-то момент я стала заниматься организацией больших мероприятий и поняла, что не отдаюсь бэнду на все 100%, как делала это раньше. Группа очень выросла, стала лучше звучать. Пришли крутые профессиональные музыканты, а мы не хотели ограничиваться маленькими клубными сценами, где нас не устраивал звук, и приняли решение, что должны изменить формат выступлений. Сейчас наш бэнд играет только на сценах очень крупных фестивалей. Я не могу сказать, что переросла это, так как в «Классике в темноте» во многом использую свои композиции, написанные еще тогда.


Классика – это самая главная музыка в моей жизни.


 Об идее «Классики в темноте»

Идея шоу – жизнь человека от начала до самого конца или перерождения. Мы проходим весь этот путь – саму жизнь – и даем зрителю погрузиться в полный музыкальный спектр от барокко XV в. до XXI в. Все начиналось в ноябре прошлого года, в петербургском планетарий, но очень быстро вышло за его рамки, потому что тогда был просто концерт, а сейчас — целое мультимедийное представление. Да, в планетарий красиво, там прекрасное звездное небо, но мы пошли дальше, развивались, именно поэтому предстоящее выступление в БКЗ «Октябрьском» с невероятной графикой и 3D-мэппингом, живыми съемками, интерактивными инсталляциями – большое достижение. Посудите сами: прыгнуть из площадки в триста человек на площадку в три тысячи! Наш проект максимально правдивый, выстраданный, в него, если можно так выразиться, «накапано» очень много крови.

Мы просто не думаем, так как всегда можем погрузиться в виртуальный мир, где сладко, где всегда концерты, друзья, встречи. «Классика в темноте» – это когда ты полтора часа задаешь себе вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что происходит в моей жизни?», «Зачем это происходит?», «Что мне с этим делать?». Это те вопросы, которые мы не любим себе задавать… Я надеюсь, что каждый, кто придет к нам, не уйдет без ответов.

О предстоящем шоу

В БКЗ «Октябрьском» будет хор Мариинского театра, наш основной оркестр – «Виртуозы Петербурга», танцы с Димой Олейниковым, оперные солисты Михайловского, замечательный джаз-бэнд, прозвучат этнические инструменты. В шоу есть даже несколько саундтреков к потрясающим фильмам, сделанные со специальной аранжировкой. Хочу сказать про этнику: у нас будет экзотика с единственным сародистом Петербурга, будет настоящий, заговоренный и привезенный из Алтая шаманский бубен, фламенко, саксофон, ударные… Много всего! Вот голограмм пока не будет, у нас не «Ожившие полотна», у нас новый вид искусства, театральное действо с оперой, симфонической, джазовой и классической музыкой, с героем, с которым происходят важные вещи. Когда нас сравнивают с «Ожившими полотнами», для меня это звучит как оскорбление, так как у них это прибыльный бизнес-проект и интересный ликбез, не более. Настоящее искусство имеет место, когда есть мысль и миссия. Наше шоу готовят двести человек, мы работаем, подобно единому организму, настраиваясь друг на друга не только во время репетиции, но и вне их.

О силе команды 

Что такое оркестр? Это очень много народа, которые просто в какой-то момент пришли на репетицию, отыграли свое и ушли. У нас другое понимание, мы много общаемся и чувствуем спиной, кто, что и когда будет играть. Конечно, с некоторыми из музыкантов коллектива «Виртуозов Петербурга» мы знакомы еще с консерваторских времен, но это не значит, что все сорок человек (а их в оркестре сорок) сразу сели и начали ощущать друг-друга. За этим стоит колоссальная работа. Все они – профессионалы, потрясающие музыканты. Только представьте себе, мы – первые на Земле, кто смог сыграть классику в темноте! Без нот и без дирижера.


Что такое оркестр? Это очень много народа, которые просто в какой-то момент пришли на репетицию, отыграли свое и ушли. У нас другое понимание, мы много общаемся и чувствуем спиной, кто, что и когда будет играть


О репетициях, «марафоне» и о чувствах

На данном этапе подготовка к шоу – почти как подготовка к марафону. К слову сказать, я ведь готовлюсь пробежать в первый раз… Но уверяю вас, пока что «Классика в темноте» получается лучше (смеется). Я художественный руководитель проекта, поэтому репетирую всегда и со всеми. Для меня счастье – это выходить на огромную сцену со своими музыкантами и играть все лучшее, что есть в мире классической музыки. Я получаю огромное удовольствие и неуемный прилив энергии, когда стою на сцене и думаю: «Ах, вот как оно оказывается!». Разумеется, это очень мимолетное чувство, которое невозможно ухватить и описать точными словами. На первом концерте мы все плакали… Я не знаю, как происходит взаимодействие музыки и твоей души, но могу сравнить это с тем, как ребенок в утробе отворачивается от света УЗИ… Так же, как и младенец, мы раскрываем свои чувства в кромешной тьме. Я делаю этот проект первой в мире, поэтому сильно волнуюсь и чувствую огромную ответственность.


Только представьте себе, мы – первые на Земле, кто смог сыграть классику в темноте! Без нот и без дирижера.


О подражателях, учениках и мастер-классах

Люди пытаются и начинают копировать, но я не верю в продюсерский проект, я верю в личность, которой двигает что-то. Поэтому наш проект – успешный, с точки зрения классической музыки – суперуспешный. А то, что в глубинках России начали нам подражать, с одной стороны забавно, а с другой – очень здорово. Это значит, что классика востребована. Ну, еще они пока не знают, во что вляпались (смеется). Их ожидает сюрприз в виде огромного количества материала наизусть: порядка 350 страниц для участия в одной постановке. Кстати, у меня и учеников нет, я вообще стараюсь не преподавать, так как мне это очень тяжело дается, я слишком требовательная. Мастер-классы даю только для людей заинтересованных. Преподавать – это неподъемный труд, когда ты не можешь выбрать себе учеников. А если человек не хочет? Ну, не хочет он заниматься, зачем его заставлять из-под палки? Я считаю, что музыка – это любовь и только про любовь.


К нам пришел успех потому, что мы изменили само понимание о том, как работать оркестру и как работать в оркестре.


«Дима, ты в проекте!»

Хор и танцы будут у нас впервые. Мне стали приходить предложения, организовывали встречи с потенциальными танцорами, много и часто беседовали. Да, у всех шикарное портфолио, но что-то было не то и люди были не те… На встрече с Димой Олейниковым я в лоб задаю вопрос: «Что тебя цепляет? Было в твоей жизни что-то эдакое?». Надо сказать, встретились мы ранним утром. После моего вопроса Дима встряхнулся, проснулся и рассказал о своем участии в шоу талантов Украины, где одним заданием было танцевать в круге настоящего огня. Всё! Увидев его горящие глаза, я поняла: вот он — очередной участник проекта, который делают совершенно отчаянные, безумные и дико влюбленные в свою профессию люди. Хороший стимул для творчества – это впечатления, ты где-то что-то услышал и через себя пропустил, а на выходе получилась новая песня. Люди, конечно, вдохновляют в первую очередь. Еще природа. И дети. Сожалений никаких у меня нет, потому что пришла к выводу, что все не зря делается. Например, есть у меня трек «Средневековая». Когда я его играла на маленьких сценах, будто чего-то не хватало. Теперь он звучит в огромном составе и звучит так, как он должен звучать!


Я влюбляюсь во что-то, постоянно кручу это в голове, пока не испытаю отвращение или не переключусь.


О мечтах

Я хочу выступить в Афинском акрополе, хочу сделать шоу в темноте в Арене ди Верона и хотела бы взять пару таких площадок, как Мэдисон-сквер-гарден и Карнеги-холл. Но больше всего я хочу сделать новое шоу, которое было бы в открытом пространстве, чтобы проекции были на воде, на деревьях, в горах, чтобы это было миксом природы, человека и музыки с эмоциями высшего разряда, как, например, прыгнуть с парашютом подряд более десяти раз. Звучит грандиозно бомбически, не так ли?


Каждый город звучит по-особенному. В прошлом году приехала в Порту и везде слышала это «фа!», думала, сошла с ума. Есть открытая Барселона, есть закрытый Осло. Питер – город классики, Рига – джазовая. А в планах у меня посетить Лондон.


О планах

После первых выступлений часто приглашали на маленькие частные мероприятия. Наш проект изначально был дорогой, но люди были готовы платить. Однако я не согласилась размениваться на это, так как энергетически улавливала, что деньги для нас не главное. Я хочу донести до зрителя то видение, которое мы отработали с нуля и с которым выступим в «Октябрьском», поэтому даже самые соблазнительные заказы были отвергнуты. Мы сейчас выходим на Европу, следующий концерт будет в Риге. Разумеется, там другая площадка, нет подходящих залов, возможны технические сложности, но мы постараемся откатать программу. Мое чутье говорит мне, что шоу, которое я создаю – абсолютно универсально. Оно про каждого человека в любой стране, в любом городе, в любой деревне, поэтому, возможно, когда-нибудь придем на Восток. Если поедем туда, я хочу включить в программу лиру, греческую разновидность скрипки, на которой играю. Хотела бы еще китайскую скрипку, японский инструмент, похожий на наши гусли, тюркский кобыз. Даже если сейчас мы используем гаджеты, носим странную одежду и едим странную еду, ничего не изменилось со времен Баха или Бетховена. Люди любят, воюют, верят, думают, осознают, проживают, они везде одинаковы, а классика – вечна. Вместе с партнерами – агентством Jazz Do It! сейчас выходим на Европу, следующий концерт будет в Риге.


Концерт «Классика в темноте в БКЗ»
Когда: 29 октября в 19:00
Где: БКЗ «Октябрьский», Лиговский проспект, 6

Наверх