Уличные музыканты. Взгляд изнутри.

Люди

К уличным музыкантам люди относятся по-разному, кто-то наслаждается той уникальной атмосферой, которую они аккумулируют вокруг себя, а кто-то напротив-раздражается от их присутствия. С чего начинали уличные музыканты, с какими проблемами они сталкиваются и как они взаимодействуют между собой? На эти темы мы поговорим с уличным музыкантом, Анастасией Собчук.

Текст: Королев Матвей
29 августа 2021, 01:44

Представьте: вы неспешным шагом прогуливаетесь по центральным улицам своего города, отдыхаете от бытовой рутины и наслаждаетесь моментом. И вдруг ваш слух пронзает до боли знакомая мелодия, а рядом, группа людей увлеченно наблюдает за тем самым источником этих звуков. Уличный музыкант или целая группа выступает перед вами. Вы останавливаетесь на пару минут, но вдруг не замечаете, как пролетает время и вот уже минутная стрелка преодолела пол циферблата.

— Добрый День, Анастасия! Сразу хотелось бы начать с вопроса о вашем “стаже” работы уличным музыкантом.
— Привет! Играть на улице я начала с 14-ти лет, и вот, сейчас мне 15. Так что, получается, что чуть больше года.

— А с чего началось твое увлечение музыкой?
— В детстве я занималась различными видами хобби. Танцы, шахматы и что-то еще. Но с самого малого возраста у меня была огромная любовь к музыке, так как моя тетя занималась моим творческим развитием и в какой-то момент меня переклинило, и я сказала, “хочу научиться играть на гитаре” и мне дали эту возможность.

— То есть тебе дорогу в мир музыки открыла тетя?
— Думаю, да.

— Но ты не ходила в музыкальную школу?
— Да, я не пела никогда профессионально и не играла.

— А как так вышло, что в столь юном возрасте ты решила выступать на улице?
— Как только я научилась играть на гитаре, я думаю, “нужно развиваться дальше” и больше года я выступала на улице. В один день я познакомилась с парнем, который дал мне контакты девочки, которая уже выступает на улице и с этого началась история.

— Ты помнишь свои первые выступления на улице?
— Я четко помню свою первую смену. Я выходила с огромным стрессом, так как я очень боюсь выступать на публике, поэтому я попросила двух друзей поехать со мной. И я помню, когда мы расставили всю аппаратуру, я встала, у меня очень сильно трясутся ноги и я думаю, “блин, как вообще начать играть?”. Смена продлилась три часа и все эти три часа меня потрясывало после каждого спетого куплета и после каждого человека, который подходил к нам.

— А где территориально ты выступала?
— В самом центре города, около метро. Было очень людно и это дополнительно создавало давление.

— Ты сказала, что боишься выступать на публике, но как тогда ты боролась с этим?
— На самом деле, раньше я была очень скованным человеком и испытывала огромный страх перед любым выступлением, даже в школе. Но человек, который хочет чего-то добиться, будет пытаться сделать это разными способами. То есть, я знала, что мне будет проще, если придёт кто-то из моих друзей. Я знала, что они смогут меня поддержать.

— То есть, сейчас тебе не мешает этот страх публики?
— Очень спорный вопрос. Это очень зависит от людей. Есть дни, когда ты чувствуешь отдачу от людей, они улыбаются, останавливаются послушать и делают комплименты на счет моего голоса и игры. В эти моменты я очень смущаюсь, но это дает надежду, что ты делаешь это не зря. Но в тоже время, бывают дни, когда люди ходят угрюмые, фыркают, смотрят на тебя исподлобья с каким-то неодобрением, как будто я не стою играю, а побираюсь. Тогда остается очень неприятный осадок, после которого хочется взять, собраться и уйти.

— У тебя бывали случаи, когда люди высказывали тебе свое недовольство?
— Были случаи. Несколько. Однажды мужчина с женщиной подошли и начали с вопроса, “почему ты, живя в России играешь не наши песни, а зарубежные”, а в конце сказали, что у меня очень плохо получается и вообще не нужно мне на гитаре играть, а нужно идти и работать.

— Не было случаев, когда люди в неадекватном состоянии мешали тебе выступать?
— Буквально этим летом я выступала у кафе и там сидел мужчина, который хорошенько выпил. Было очень некомфортно, так как ко мне часто подходили люди и заказывали песню, но этот молодой человек, кроме того, что не слышал и не слушал меня, постоянно твердил, чтобы я исполнила “Сектор Газа”. Я ему объясняла, что у меня голос к этому не располагает. Но меня добило, когда он стоял со стаканом алкоголя, шатался очень сильно, еле на ногах стоял и ходил вплотную со всей аппаратурой. Я просила его отойти, потому, что, если он зальет аппаратуру, мне придется платить штраф. Но ребята, которые были со мной отвели его подальше и, к счастью, все обошлось. Была еще одна история, которая выбила меня из колеи. Мужчина подошел, попросил сыграть какую-то песню за тысячу рублей. Я сыграла, он дальше сидит слушает, время от времени хлопает. Потом подошел парень, у них завязался конфликт. Я поворачиваюсь и в этот момент мужчина бьет парня по лицу, а молодой парень заливает его перцовкой. Я ненавижу людей, которые позволяют как в нетрезвом, так и в нормальном виде так себя вести. Это конкретно вывело меня из себя. Представь, человек стоит, выступает, а за ним такая картина.

— Чем все закончилось?
— Через 20 минут примерно, вернулся этот мужчина, извинился, сказал, что не хотел, чтобы вот так вышло. Я сказала, что зла не держу, но больше не делайте так.

— Насколько я знаю, кроме прохожих, периодически у вас возникают некоторые трудности с правоохранителями. Ты сталкивалась с этим?
— Да, к сожалению, я сталкивалась этим. На меня вызывали полицию какие-то негодующие бабушки. Приезжал наряд, спрашивал, в чем проблема. Но в таких случаях обычно я все улаживала. Это происходит не так часто, но все-таки происходит. Была одна ситуация, я очень “весело” провела последний день, потому что меня забрали в участок. Я играла. Рядом сидели мой друг и подруга, они пили сидр. Я выпила половину и единственное, что меня расстраивало в тот вечер, что там осталась еще половина. Подошли двое сотрудников. Один веселый, второй угрюмый. Мы говорили, я пыталась предотвратить это, но по итогу нас забрали. Сказали, что причина нашего задержания- “проведение массовых мероприятий вовремя Ковида”. Вызвали маму, я написала объяснительную. Через какое-то время нас вызвали на допрос. Но нам повезло, что инспектор, которая вела это дела оказалось очень понимающей. Она объяснила, что лучше мне сказать и все это очень быстро и спокойно закончилось. А тот парень, который нас забирал, который был веселый, попросил у меня инстаграм. Мы переписывались и теперь, когда к нам подходят сотрудники, я говорю, что знакома с ним и они уходят.

— В начале диалога ты назвала день своего выступления-сменой. У тебя есть какой-то график?
— В день, когда ты хочешь выйти, ты пишешь главной девочке время, в которое хочешь выступить. Оно, для удобства, разбито у нас на каждые три часа. Условно, с 12:00 до 15:00, с 15:00 до 18:00 и так далее. Если места есть, аппаратура есть, то тебе все это выдают, и ты спокойно выходишь. Если же нет, то тебе могу предложить либо другую смену, либо другой день. Но сменами это называется только для временного обозначения.

— А тот, кто выдает тебе аппаратуру и назначает время, имеет процент с твоих выступлений?
— Есть четкий процент, который получает каждый человек. То есть, определенный процент получает человек, который сдает аппаратуру, так же определенный процент получает аскер.

— Аскер?
— Да, так называют человека, который ходит с шапочкой и оставшийся процент получает музыкант. Вроде, никто не скрывает процент, но давай поиграем “во круг да около”. Музыкант получает около 50-ти процентов, человек, сдающий аппаратуру чуть больше, чем аскер.

— Условно, 20 процентов аскер, 30 процентов за аппаратуру?
— Условно, да. Раньше я работала у другой девочки. Она брала больший процент, ее аппаратура была в плохом состоянии и по знакомству я перешла к девочке, с которой работаю на данный момент.

— Ты считаешь, что это справедливое распределение средств?
— На самом деле, дело в том, что те деньги, которые отдают за аппаратуру, идут действительно на починку, на струны, новые микрофоны, новые стойки. Очень часто рвутся струны, ломаются гитары, усилители. Кроме того, у нас есть укулеле, барабанные установки и другие музыкальные инструменты. Так что, в плюс, с тех денег, что мы платим достаточно трудно выйти. Но ребята у нас получают еще достаточно большой процент.

— Получается, есть коллективы, где музыканты имеют меньше 50-ти процентов?
— Да.

— А Были ли случаи, когда на место, где вы договорились выступить, приходили неизвестные вам музыканты и выступали? И как тогда вы решали этот вопрос?
— Смотри, здесь немного все сложнее. Есть девочка, у которой я работаю, а есть девочка, у которой другие ребята работают. Они между собой делят точки. Мы выступаем на одной части, они на другой. И никто не приходит туда, куда не нужно. Бывают ребята, которые вообще не в курсе всей ситуации и в таких случаях мы подходим, спрашиваем у них, кто они и если он не наш, то мы можем предложить присоединиться к нам, либо предложить ему точку, о которой мы знаем, что она свободна, потому что двум музыкантам невыгодно выступать в одном месте. Чаще всего этот вопрос решается мирно.

— Раз мы затронули тему денег, хотелось бы узнать, можно ли выступление на улице делать своей работой?
— Крутясь в этом деле, я не могу сказать, что игра на улице может быть основной работой. Как минимум у тебя непостоянный доход. Бывают очень плохие дни и смены, когда ты можешь даже уйти в минус, если ты со своей аппаратурой. Тем более зимой, когда у тебя отнимаются пальцы и замерзают ноги. Кроме того, у нас в России считают, что это детские игрушки и все в этом роде, хотя есть очень много талантливых людей, которых я лично знаю, которые начинали свое творчество с игры на улице. Но, судя по себе, я бы не стала делать выступление на улице основным заработком. Скорее, дополнительным, “лайтовым ” таким.

— Но что для тебя важнее в уличных выступлениях, заработок денег или эмоции?
— Есть несколько нюансов, которые стоит учитывать. Если бы мне было 18 лет, и я бы могла устроиться официально и работать без проблем. Но так как мне нету 18-ти, а денег очень хочется это один из немногих выходов, который может принести определенную сумму. Но кроме этого, за время уличных выступлений, я не могу перечислить то количество творческих и хороших со стороны человеческих качеств людей, с которыми я познакомилась. Эти люди помогали мне в самых тяжелых ситуациях. Наверное, все эти живые эмоции не променяешь на деньги.

Наверх