«Волнение не должно поглощать твой разум, твою эмоциональную природу»

Люди

О роли мечты, о ярких премьерах, а также о своём творческом пути рассказала Елизавета Турская, актриса Санкт-Петербургского Драматического театр им. Графини Паниной.

Текст: Анна Бондаренко
16 августа 2021, 01:12

Насколько уверенность на сцене – то, как ты играешь, – связано с раскрепощенностью в жизни? 

Мне кажется, в эту профессию часто идут застенчивые люди. В том плане, что через актёрское мастерство им хочется себя раскрепостить. Однако бывает и наоборот. Ярко выраженные экстраверты хотят показаться, заявить о себе.  Так или иначе, сцена защищает. Она даёт внегласное разрешение на определённое поведение. Роли – своего рода маски. С этим, кстати, связано и то, почему нам (актёрам) бывает сложно на кинопробах. Именно, когда надо рассказать истории из жизни или просто о себе. В такие моменты  часто вылезают зажимы. Быть собой многим бывает сложнее, чем играть чью-то роль.

Ты пришла  в Театр имени Паниной сразу после получения актёрского образования?

Нет.  Много чего было в промежутке. Я закончила театральный факультет Балтийского института в 2009 году.  Мне повезло сразу найти работу по специальности. Режиссёр Юрий Томошевский искал конкретный типаж, и я под него попала. Это был типаж «инженю» (прим.: скромная, наивная, милая девушка). 

А ты себя ощущаешь инженю?

Я себя ощущаю скорее героиней.

Итак, какова была твоя первая роль в Театре Томошевского?

Роль Ани в спектакле «Вишнёвый сад». Я, конечно, дико волновалась. Это же был мой первый театр и сразу после института.

Тебе, можно сказать, сильно повезло?

Да, тут судьба сыграла в мою пользу. Многие актёры долго не могут найти работу после окончания института, и это состояние потерянности – ужасно. 

Почему ты ушла из Филармонии Юрия Томошевского?

Были нюансы, которые меня не устраивали. Недопонимание с руководством. Но разошлись мы полюбовно. 

 

Работа аниматором

А потом куда?

Потом у меня был перерыв. Даже своего рода кризис. Я из театра Томашевского ушла не в другое место, а в никуда. Честно, я просто сидела и не знала, что делать. Тогда моя знакомая работала аниматором. Я тоже решила попробовать, никогда не считала это чем-то постыдным. 

Ты занимаешься аниматорской деятельностью и сейчас?

Да, это приносит мне основной доход. Но планирую завершать с этим и  больше заниматься своей основной профессией. 

Хороший актёр всегда хороший аниматор?

Необязательно.  Аниматорская деятельность – про импровизацию, про здесь и сейчас.  Это сильно отличается от работы актёров, которые изо дня в день исполняют одни и те же роли в репертуарных спектаклях.

Тебе, как актрисе репертуарных спектаклей, тяжело даётся импровизация?

В этом плане аниматорство меня многому научило. Ведь ребёнок непредсказуем, а в моём случае работа аниматором это часто взаимодействие  с маленькими детьми. 

 

Театр своими силами

Какой был театр после Филармонии Юрия Томошевского?

Театр-студия «На ладони», авторский проект Елены Марковой (прим.: сейчас Зябкина). Она очень талантливый и чуткий режиссёр. Именно с ней я начала раскрываться как актриса. К сожалению, моё взаимодействие с театром «На ладони» продлилось недолго. Было очень тяжело, мы всё делали своими силами. 

То есть?

Совершенно не так, как в государственном театре, когда твои костюмы отпаривают, подготавливают, у тебя есть гримёр и гримёрка, просторная площадка для репетиций и спектаклей. 

У вас даже не было своей площадки?

Да, это был выездной театр. Иногда приходилось арендовать помещения за свои деньги. Мы, актёры, особо не зарабатывали. Это был идейный проект ради творческого опыта. 

Чем хороши подобные идейные маленькие театры?

Прокачка мастерства, очень тесное, душевное взаимодействие с режиссёром. Это так камерно и интересно. 

Как закончила взаимодействие с этим проектом?

Все истощились. И актёры, и режиссёр. На одном энтузиазме тяжело.

 

Санкт-Петербургский театр им. графини Паниной

Как ты стала актрисой Театра им. Паниной?

Спустя некоторое время после ухода из театра «На ладони», я осознала, что вновь хочу на сцену. Знакомый моего бывшего мужа работал в Театре им. Паниной, через этого знакомого я и узнала о неплохих условиях работы и о предстоящем наборе. 

Легко было пройти пробы?

Несложно. Было, конечно же, три этапа, как полагается. Сам процесс проб в театр им. Паниной был для меня скорее увлекательным, интересным, я особо не нервничала. 

Ощущалась конкуренция?

Конечно, каждый год на пробы приходит очень много актёров. Ведь их намного больше, чем самой работы. Каждой год – выпуск множества курсов из университетов.

Что сразу понравилось в Театре им. Паниной?

Коллектив, руководство. Хотя, всегда есть над чем работать. Сперва, кстати, этот театр был при РЖД, а сейчас стал частным. 

Елизавета Турская на сцене

А тематика спектаклей связана с РЖД?

Сейчас точно нет, да и раньше была обширной. Бывали, конечно, и запросы по теме.

А жанр?

Комедия, фарс. Мы гордимся тем, как преподносим, раскрываем этот жанр. Наш режиссёр знает своё дело.

В первые выступления в Театре им. Паниной присутствовало сильное волнение?

Нервничала, но не как при исполнении своих самых первых ролей.  А так, волнение у меня присутствует всегда. Когда его нет совсем –  недобрый знак. Это, как правило, говорит о том, что актёр расслабился. Мандраж – тоже плохо. Волнение не должно поглощать твой разум, твою эмоциональную природу. Иначе ты либо переигрываешь, либо, напротив, зажимаешься. Можно даже забыть текст, уйти не в ту мизансцену. 

У тебя бывало подобное?

Пару раз. Для зрителя такое, как правило, не очень заметно. Но мы-то знаем.

Какую роль очень хотела бы сыграть?

Что-то глубоко психологическое, на стыке. Роль на сопротивление. Также очень жаль, что ни один режиссёр пока не увидел во мне героиню.

Роль на сопротивление – это как?

У актёра есть определенный типаж. У меня, к примеру, инженю и характерные героини. А могут дать роль с совершенно противоположным амплуа. 

А  в театре сложно играть одни и те же роли ежедневно?

В какой-то степени. Для меня очень важны свежие эмоции, обновление, постоянная прокачка себя.  

Сейчас играешь только в комедиях?

В связи с жанровой спецификой Театра им. Паниной – да. Однако, не так давно у нас был спектакль на военную тематику: «Одна абсолютно счастливая деревня». Он сильно отличается от всего репертуара. 

А главные роли у тебя есть?

Да.  В «Волшебной лампе Алладина» я играю принцессу Будур. Кстати, 28 августа будет этот спектакль с моим участием. 

Какие есть интересные премьеры?

«Клетка» по мотивам произведения «Человек из Подольска». Это чёрная комедия с уклоном в реализм. Ещё из последних: «Дом без номера», «Детектор лжи». 

А так, в целом, репертуар нацелен на детскую аудиторию?

Я бы так не сказала. Конечно, много ярких, масштабных спектаклей для детей – «Аленький цветочек», «Волшебная ночь или когда оживают игрушки», «Проданный смех», «Две Яги». Но немало постановок и для взрослых; с элементами чёрного юмора, трагифарса. 

Какой спектакль в наибольшей степени отражает дух Театра им. Паниной?

Рекомендую начать знакомство с театром с постановки «Игроки». Этот спектакль символичный, так как самый первый.

«С любимыми не расставайтесь»

Говорят, чтобы наши мечты сбывались, нужно, как минимум, их чётко сформулировать. О чём ты мечтаешь сейчас?

Больше всего я бы хотела реализовать свой театрально-выставочный проект «С любимыми не расставайтесь». Мне очень грустно от того, что не получилось довести его до конца. Был свой бюджет и план продвижения. К сожалению, возникли непреодолимые сложности. Сложно без продюсера. 

Наверх