«Восприниматься это будет как провокация, но на самом деле это нечто искреннее»

Люди

Уже кажется, что в музыке XXI века исчезла культура говорить правду и петь от самого сердца, говорить о вере без иронии и не насмехаться над чистотой. Но, к счастью, только кажется. Самобытная и очень странная «труппа» из Москвы «Маэстро Савин», вдохновлённая самыми разными личностями: от Алана Эдгара По и Достоевского до Дэвида Боуи и Аллы Пугачевой. Скоро у группы выйдет макси-сингл. Еще более мистический и загадочный! Подробнее в интервью.

Текст: Анастасия Искандер
17 декабря 2018, 17:00

Чем для тебя является музыка? Может быть, ты не только себя выражаешь через неё, может она для тебя проводник идей,  проповедник мировоззрения?

Я часто думаю о том, что исполнитель должен с помощью музыки создавать определенную идеологию. Потому что когда слушатели знакомятся с его творчеством и им оно нравится, им начинает нравится и сам исполнитель. А потом и мысли этого исполнителя. И они их перенимают.

Какие идеи несет твоя музыка?

Все началось два года назад, когда я только написал «Мистер Леди».  И все спрашивали, о чем эта песня.  И первая догадка – о трансгендере или о гомосексуализме. Но на самом деле она о любви. Об общечеловеческой любви. И во всех песнях эта тема прослеживается.  О выявлении положительных черт у каждого человека и принятии их.

Как твои будни влияют на твоё творчество? Я знаю, что ты учишься на филфаке. Кто из писателей и поэтов повлиял на тебя и твою музыку больше всего?

Самый-самый мой любимый писатель, которого я считаю лучшим – Достоевский. Когда я прочитал «Братьев Карамазовых», это очень сильно перевернуло мое мировоззрение.


Настоящий поэт, художник всегда искренен.


Знаешь, когда я первый раз послушала «Тише мыши», первое, что мне пришло в голову, – это «Братья Карамазовы».

А эстетически – Эдгар Алан По. А самый первый писатель, благодаря которому я полюбил литературу, — это Гоголь. Просто я совершенно случайно поступил на филфак. У меня не было страсти к литературе. Но после того,  как нам прочли лекцию о Гоголе, я сразу поехал и купил его собрание сочинений.

Важнее делать музыку, которая нравится  тебе или всем? 

Я делаю музыку, которая нравится мне самому. Это важнее. Я просто слышу ту музыку, которая нравится многим. И понимаю, чтобы понравиться большинству, особых усилий прилагать не нужно. Я слышу как она написана: какие там инструменты, какие гармоники, последовательности аккордов, рифмы, текст.

Теперь я хочу поговорить с тобой об искренности в музыке. Когда я слушаю твои песни, то они мне кажутся страшно искренними. Ты не боишься так широко открывать сердце неизвестным тебе людям?

Не боюсь, но изначально боялся. Сначала же были просто песни для друзей, никакой группы не было. Она появилась, когда мы записывали «Потрясающих тварей». И после этой песни уже стала мелькать искренность. Было неловко, что друзья это будут слушать. Как будто я им исповедуюсь. Да, поэт исповедуется через песню слушателю. А потом перестал бояться. Почему я сейчас этого не боюсь, это потому, что сейчас меня воспринимают уже иначе. А когда я слушаю песню исполнителя, я не думаю, что это его чувства, я перевожу их на себя. И то же самое происходит с моими песнями.


Правда в музыке важна для всех, просто некоторые люди легко обманываются и неправду принимают за правду.


А так во всех видах искусства. Ты создаёшь что-то, и как только это кто-то услышит, увидит, прочтёт, это тотчас становится не только твоей собственностью, но и собственностью слушателя/зрителя. Но скажи, тебе больно исполнять песни?

Кстати, нет. Когда я на сцене, то очень редко думаю о смысле песен. Я могу прослезиться, когда я только-только написал песню. Но когда работаешь в зале — все иначе: если идти по снегу в обычных ботинках, то будешь проваливаться, а если на лыжах, то снег тебя будет держать. Чем больше людей, тем легче. На сцене думаешь о том, чтобы слышать музыку и петь верно, о том какая дальше строчка, как тебе нужно сейчас встать, как передать эмоцию и только в последнюю очередь — о том, о чем ты сейчас поешь. В итоге все доходит до автоматизма.

На твой взгляд, должна ли быть музыка искренней? Или это не обязательно?

Это зависит от того, чистое ли это искусство. Настоящий поэт, художник всегда искренен. Вот, например, в строчках вроде «Твои глаза такие чистые, как небо. Назад нельзя, такая сила притяженья», я считаю, искренности как таковой нет. Когда ты пишешь, можно думать о том, как написать правдиво, а можно думать о том, как написать прикольно. Можно придумать какую-нибудь фразочку, которая точно будет запоминающейся, и знать, что она зайдёт. Идеально, когда она совмещается с правдивостью. Но обычно это не так.

Как ты думаешь, сейчас слушателю откровенно наплевать на подлинность/неподлинность?  Или все-таки есть те, кому это важно?

Конечно есть. Просто друзей же мы выбираем себе сами, и мне порой кажется, что большинство — это те, кому важны искренность и правда в творчестве. Но иногда, когда еду в каких-то попутках или слышу какая музыка играет в торговых центрах и на вечеринках, то уже сомневаюсь в этом. Хотя знаешь, я иногда думаю, есть люди тонкие, люди искусства, и они хотят что-то посложнее. Это как в детстве: мы читаем сказки, потом басни, и только потом романы. И сейчас нам скучно читать сказки и нам хочется чего-то посложнее. Или как уровни в игре. Так и людям, которые дошли до определенного этапа, им важна сложность музыки, правда и искренность. А есть те, которые в восприятии искусства не выросли и для них строки вроде «Покорила меня сука твоя правда, мы бежим с тобой как от гепарда» — и есть правда. И они в этой простоте правду и видят. Правда в музыке важна для всех, просто некоторые люди легко обманываются и неправду принимают за правду.

Про альбом

Хорошо, а теперь о твоём концептуальном альбоме! Сколько он записывался?

Писался он девять месяцев. Как от зачатия до рождения. Сначала написал пять песен, но вместо «Зомби» и «Тиши Мыши» были другие песни. Первая называлась «Лифчик-нимб», а третья – «Алиса».

На обложке альбома четыре иконы фриков. Также они олицетворяют определенные добродетели. Какую цель ты преследовал, наделяя их такой религиозной нагрузкой?

Считают, что я пошел по этому пути в целях эпатажа и вызова, высмеивания веры или даже богохульства. Да, здесь есть некий вызов, но он заключается не в этом. В современном обществе обычно если какие-то исполнители что-то делают с отсылкой к религии, то они делают это именно с целью протеста и эпатажа. Например, как в клипе Bring Me The Horizon «Mantra». Я, напротив, хотел подчеркнуть свое положительно отношение к вере. То есть восприниматься это будет как провокация, но на самом деле здесь нет никакой провокации, это нечто искреннее. Еще спрашивали, получил ли Валера благословение писать иконы. Но это же не канонические иконы, это только аналогия, метафора того, что тех людей, о которых я пою, я считаю примером.

Выходит, это неосвятые, которые пока в общественном сознании таковыми не стали?

Да, конечно, в общественном сознании они далеко не святые. Здесь то же самое, что и с Христом. Во время его жизни его ведь очень мало кто воспринимал не то, что как сына божьего, но и просто как святого. Или, например, как это было с царской семьей во время революции. Их в принципе святыми и не признали, они страстотерпцы, они погибли мученической смертью. И когда их расстреливали, их убивали с ненавистью. И их ненавидели из-за массовой пропаганды. Тогда считалось, что это плохо. «Это плохо, это нужно не любить». В итоге все привело к тому, что их взяли и расстреляли. И вот сейчас то же самое у нас в стране: пропаганда, стереотип того, что вот мистер леди – это плохо, это надо не любить. И есть наверняка люди, которые бы мистера леди с удовольствием бы и расстреляли. Мне пару раз крикнули, когда я шел домой, что меня нужно убить.

«Мистер Леди». Добродетели: любовь и отшельничество

Идея пришла в голову в то время, когда в воздухе витала тема гомосексуализма, того, что как это все плохо. Помню, как мы с компанией ходили по городу, на нас падали взгляды, подозрения. Мне в принципе не очень нравилось, что люди могут на тебя по-злому посмотреть, предположив, именно только предположив, что ты другой ориентации. И тогда я еще увлекался творчеством Дэвида Боуи. У него есть песня «Rebel Rebel». Я вообще английский знаю очень плохо и часто когда я слушаю песни на английском, у меня в голове вертятся словечки на русском, и я их напеваю на изначальный текст. И в этой песне есть фразочка «You’ve got your mother in a whirl, / She’s not sure if you’re a boy or a girl». И я ее перевел у себя в голове как «Моя мама пьет валокордин, /Она не знает, кто я ей – дочь или сын». И потом, у меня есть друг, он очень добрый, очень чуткий, всем помогает, но при этом он гей. И при этом голубых у нас не любят, хотя он такой хороший и замечательный. И так появилась эта песня, в знак поддержки и понимания. Ведь, по сути, Мистер Леди – это добрейший, безобидный, потрясающий человек.

А мне казалось, что это песня о бунте. Весёлом таком бунте, который тебе не в тягость.

Да, здесь есть некоторый бунт и протест. Он подводит глаза, проходит мимо соседок: «Соседки, что выбрать: смоки айс или стрелки?». И вот, когда тот мальчик послушал песню, то сказал, что он потом признался своей маме. Да, здесь есть место бунту. Но бунт против того, что это должно как-то умалчиваться и что нужно этого стесняться. Ну, раз человек нашел в себе силы признаться, взбунтоваться в каком-то плане.

«Тише мыши». Имя – Алиса ЖЦ (Жертвенница). Добродетели: самопожертвование и благодеяние.

В посте с релизом значится это: «вам не нужно бояться своих сакральных инстинктов». Как я вижу здесь сюжет: мыши — это хтонический символ, что-то связанное со смертью. То есть главный герой благодаря любви игнорирует смерть. А теперь ты расскажи мне, что происходит в этой песне на самом деле?

Я сторонник того, что есть плод искусства. У него бесконечное количество интерпретаций. Но о чем писал именно я: есть дыхание, не физическое, а сакральное, которое истинное, светлое, чистейшее, и в этом дыхании — весь смысл жизни, то, что дает смысл всему. А мыши противопоставляются главному персонажу, девушке, которая дышит.  Соответственно, мыши – это те, кто не дышит. Они для меня – это та серая масса, большинство, которое своей деятельностью, где-то никчемной, мешает дыханию. И лирический персонаж находится между мышами и этой девушкой. Он ближе к ней, потому что он обращается к мышам со словами «тише, я слушаю как она дышит», он тянется к ней. Здесь градация такая: мыши, лирический герой, эта девушка и кот. Кот здесь выступает подобно Богу. И по сути, это Второе Пришествие получается. И если в первый раз Бог явил себя в лике Христа ради всех грешников, чтобы наставить на путь истинный и показать, как надо, то во Втором Пришествии он приходит уже ради тех, кто последовал его примеру и научился дышать. И девушка эта – святая. А почему она благодетельница и жертва, так это потому, что в песне есть такие слова: «Ты наверное устала так дышать, так дыши ради этого кота…». То есть это тяжело, если дыхание сакральное, то это же нужно много от чего отказываться, от всех грехов. И она оказывается единственной, кто дышит в этой песне. А земля держится только на тех, кто дышит. Эта девушка взяла на себя это бремя и притягивает к себе некоторых положительных персонажей. И еще вот эта строчка: «Без дыхания ее – покойник я», — то есть все живы только потому, что она дышит. Даже те самые мыши, которые мешают ей дышать. Но они этого не понимают.

«Зомби». Имя — Гелла ЦИ (Целомудренный). Добродетели: преданность и целомудрие.

В песне довольно древний сюжет. Почти как у Шекспира: «Я клялся: ты прекрасна и чиста, а ты как ночь, как ад, как чернота.» Совершенно весёлая песня об онтологических ведь вещах. О том, что любовь не различает добра и зла, она вне этой дихотомии. Примерно об этом ли песня или я ошибаюсь?

Да, что-то такое здесь есть. Вообще Гелла – это женское имя, но я подумал, что если у нас нет никаких предрассудков, то может подойти и к мужскому персонажу. Как я уже сказал, иконы были написаны в январе, когда были написаны и пять первоначальных песен. Есть Алиса («Тише Мыши»), которая писалась по песне «Алиса», и есть Гелла, который писался по песне «Лифчик-Нимб», но я на этот счет не сильно беспокоюсь, потому что они друг другу синонимичны и вторые версии получились живее первых.

Принц Винц. Добродетели: юродивость и умиление.

Ты говорил, что идея создания такого персонажа в рамках своей вселенной появилась после знакомства с Принцем Винцем из «Битл Джуса» и мультфильмом «Винсент Маллоу» Бертона. Кто там ещё спрятан помимо него?

Это весьма личная аналогия. Мне же показывали ту серию из «Битл Джуса» с намеком, что это я. Я это принял и был не против, а потом понял, что эта серия оказалась пророческой. Я добавил к этому герою своих личных переживаний, и вот так получилась песня.

У персонажа есть добродетель: умиление. Я ничего про него не нашла в тексте песни. Расскажи об этом.

Умиление здесь как умиление всему. Всему сущему и окружающему, но безответное умиление, которое потом вызывает страх и порождает тревогу.

И еще там были слова «он слишком мрачный или слишком веселый». У него биполярное расстройство или мне кажется?

Да, скорее всего. Я вообще писал, что он никакой не принц, а двинутый такой паренек. Так что возможно, у него там не только биполярное расстройство.


— Для тебя, быть фриком, — что это значит? — Для меня быть фриком значит быть ближе к истине.


Фрики

Композиция, подводящая черту альбому, которая собрала всех остальных фриков, странности которых сложно наделить чертами добродетели. Для меня это очень поэтическая песня. Здесь сквозит отчетливое настроение странничества. «Парусники в морях, значит по-русски тлен». Мне кажется, невозможно здесь не увидеть аллюзию на Лермонтова. Он здесь есть?

Я про это не думал… Но когда ты говорила о символах чистоты в Мистере Леди, о лилиях, чистом небе… Дело в том, что когда я писал, я об этом совсем не думал. И только потом, когда анализируешь, это все понимаешь. Я сторонник мнения, что поэт – это оружие в руках чего-то высшего. Кто-то творит руками этого поэта.

Поэт — это пророк.

Да, на меня очень повлиял и «Пророк» Лермонтова. И вот эта строчка особенно: «Глупец, хотел уверить нас, / Что бог гласит его устами!». А касаемо странничества, то да, когда я визуально представлял песню, то я видел, как все они идут, как парусники идут…

И еще этот звук включенных поворотников в конце песни…А что там происходит в припеве? Не совсем я разобралась с этим хрусталем, алюминиевыми губами.

Когда я создавал этот текст, он должен был для меня стать красиво звучащим. Чтобы подчеркнуть внутреннюю красоту души фрика, где все так непонятно, все странно, но при этом красиво. А алюминиевые губы – это проколотые губы, губы с железом. Для меня фрики – это именно душевное состояние, а не внешнее, но здесь такая мысль, что внутреннее зачастую выражается и внешними странностями. А хрусталь, снег – это просто такая красота.

Для тебя, быть фриком, — что это значит?

Для меня быть фриком значит быть ближе к истине.

А себя считаешь фриком?

Я придерживаюсь мнения, что считать должны окружающие. Я часто слышу, что меня таким считают. Но это то же самое, что дурак никогда не думает, что он дурак. Поэтому, когда я пою эту песню, я пою про них и для них, а не для себя.

То есть здесь нет такой тональности, что вот, я фрик и горжусь этим.

Если мне кто-то скажет, что я фрик, то я отвечу: «И хорошо».

Мне еще нравится, что у тебя структура альбома похожа на структуру Нового Завета: четыре персонажа – четыре евангелия. В одном из интервью ты говорил, что у тебя готовится новый альбом. В нем будет похожая структура, одна песня – один персонаж?

Выйдет макси-сингл, МЛП. Расшифровывается как «Мой Любимый Покойник». И этот покойник – в каждом из фриков. И он выступает как ангельская часть их души, которая приближает их к божественному и чистейшему. Потому что все мы люди, фрики — в том числе. И в каждом человеке есть то, что тянет его вниз и то, что его тянет вверх. Проблема только в том, кто куда тянется. И МЛП – это тот, к кому фрики, те, которых я называю лучшими и прекраснейшими, больше всего тянутся. Все секреты я раскрывать не буду, из текста все будет понятно. Там будет две песни. Еще у меня есть идея полностью посвятить альбом Принцу Винцу и дать ему длинное название «Печальная История Потайных Переживаний Принца Винца». И там были бы просто лирические песни, которые больше бы раскрыли Принца как персонажа. Но не точно, будет ли это, но МЛП будет точно.

И когда его ждать?

Он будет в конце декабря — начале января.

По этому поводу планируются концерты?

Да, планируются. 25 декабря, в Москве, в баре Jack&Jane.

А в других городах?

Да. И следующий город после Москвы – это Питер. И сейчас в Питере слушателей больше, чем было летом в Москве. Вопрос только в том, что мы все из Москвы, здесь все просто, понятно и по знакомствам: какие клубы, где могут предложить выступать. А в Питере с коммуникациями сложнее. Я хочу дать концерт в Петербурге, это и для меня интересно. Просто взять, приехать, выступить и вернуться назад. Скорее всего ,это будет начало 2019-го года.

Вконтакте

Инстаграмм

Веб-сайт

Apple Music

Yandex Music

Наверх