Вот это цирк

Люди

В конце января Cirque du Soleil покажет в Петербурге шоу Dralion. Piterstory пообщался с тренером, артистом и костюмером этого всемирно известного цирка и узнал, как проходят репетиции, что изменилось за последние десятилетия и бывает ли акробатам страшно.

Текст: Елизавета Чёрная, Юрий Истомин
25 ноября 2013, 15:07

Michael_Ocampo_photo by Daniel Desmarais1

Майкл Окампо, главный тренер
Шоу Dralion, работает в цирке уже 20 лет

 

— Cirque du Soleil существует уже около 30 лет. Как он изменился за это время?

Компания колоссально выросла. Сегодня по всему миру идёт почти 20 шоу. 20 лет назад их было всего три, все знали всех. Так что я бы сказал, что ощущения семейной связи с Монреалем, где начиналось Alegria, а также с другими шоу стало меньше, но это естественный эффект роста компании.

Одна из репетиций шоу Dralion

На одной из репетиций шоу Dralion

 

Шоу Dralion было впервые представлено миру в 1999 году.Его название – симбиоз двух символов, двух существ: восточного дракона и льва, символизирующего запад. Две стихии магическим образом объединятся на одной сцене. В Петербурге Dralion покажут в январе следующего года.

— Когда вам в цирке было по-настоящему страшно? 

Когда я перешел из Alegria в Saltimbanco
(шоу Cirque du Soleil. — Прим.ред.), я боялся высоты, а в новом шоу надо было делать банши (один из номеров. — Прим.ред.)… Когда ты забираешься наверх на трапецию, ты, конечно, знаешь, что ты прикреплен к банши, но когда тебя просят откинуться, и ты переворачиваешься в воздухе… Боже, как же это было страшно!!! В первый раз мне понадобилось минуты три, чтобы собраться с духом. Зато, кстати, высоты я больше не боюсь!

— Вы никогда не думали «сбежать из цирка»?

Отличный вопрос. Пару лет я не выступал и не тренировал. В цирке я был кем-то вроде «спарринг-партнера» для артистов, разучивающих новый трюк или номер, который требует напарника. Вот таким напарником я и работал время от времени. Я помогал артистам учить трюки и совершенствовать мастерство на подкидной доске – в одиночку этот номер выполнить очень сложно. Одновременно с этим я учился на курсах лечебного массажа, так что теперь я сертифицированный массажист, а еще у меня сертификат инструктора по йоге. Я сделал все для того, чтобы не бояться расстаться с цирком в любой момент, но пока мне здесь нравится.


 MarinaVorobyeva1

Марина Воробьёва, батутист
Шоу Dralion, номер «Прыжки на батуте»,
персонаж Маленький Будда

 

— Как вы попали в Cirque du Soleil? 

Это первое и единственное для меня шоу Cirque du Soleil. Я пришла сюда в 2007 году. До этого я 10 лет занималась батутом, входила в сборную Санкт-Петербурга, юношескую сборную России.

Помимо прыжков на батуте я еще исполняю роль Маленького Будды – это один из ключевых персонажей шоу. Отдохнуть во время шоу совсем не получается! Если на сцене меня нет, значит, я переодеваюсь. Мой персонаж контролирует время – в виде песочных часов оно в моих руках. А еще Маленький Будда по задумке – это любопытный ребенок, которому всё надо знать, везде сунуть нос, всюду поприсутствовать. Так что я повсюду!

Маленький Будда, которого сейчас играет Марина Воробьёва

Марина Воробьёва в образе Маленького Будды

 

— Как проходит ваш рабочий день в цирке

Всё зависит от того, сколько шоу, есть ли тренировка, но день на день в целом похож. С утра, если есть настроение, силы и погода, могу немного побегать, потом иду на работу – репетирую номера, занимаюсь в зале, а после уже готовлюсь к шоу. Какого-то универсального графика нет, но чем ближе к самому выступлению, тем чётче он выстраивается.

— Есть ли у вас какие-то суеверия или обычаи, которые, по мнению артистов, должны привести к удачному или, наоборот, неудачному представлению?

Не сказала бы, что что-то может привести к неудачному представлению. Не знаю, как так повелось, но батутную обувь одеваю только с правой ноги! Никогда ещё не было так, чтобы я сбилась и надела обувь сначала на левую ногу.  Если такое случится, буду об этом постоянно думать, а это будет меня страшно нервировать и отвлекать. Интересно, что сапоги Будды мне всё равно с какой ноги надевать, а вот батутные – нет.

На сцене одновременно могут репетировать несколько номеров. На фото -  «Скрещённое колесо», «Прыжки на батуте» и жонглёр.

На сцене одновременно могут репетировать несколько номеров. На фото – «Скрещённое колесо», «Прыжки на батуте» и жонглёр.

 


 

Melody_Wood
Мелоди Татания Вуд, Главный костюмер,
шоу Dralion

— Что должен учитывать костюмер, работая в Cirque du Soleil?

Как главный костюмер я должна работать с артистами и сделать так, чтобы костюм помогал ему на сцене, а не оставался просто красивой деталью шоу. Костюм работает и на защиту артистов, поэтому наша задача – найти этот баланс между красотой, удобством и безопасностью.

Вы знаете, перед тем, как прийти сюда, я работала в Лондоне в мюзикле «Отверженные». В нём, к примеру, можно было оставить как есть оторвавшуюся кнопку или незастегнутый крючок в костюме второстепенного героя. Здесь это исключено: неидеально сидящий костюм может где-нибудь застрять и помешать артисту исполнить номер. Поэтому огромное внимание уделяется именно обслуживанию костюмов, их идеальной посадке и другим мелким деталям, которыми в других местах чаще всего пренебрегают.

Мелоди рассказывает, что эти артисты сами делают парики для своего номера

Парики для этого номера костюмеры делают прямо в туре

 

— Как проходит ваш рабочий день?

В обычный день (день шоу, но не день премьеры. – Прим.ред.), у нас, как правило, две смены – утренняя и вечерняя. Нас четверо постоянных сотрудников, плюс нам помогает местный персонал. Задача утренней смены в том, чтобы вернуть все костюмы, которые использовали накануне, в гримёрки. Всю ночь костюмы и бельё сохнут после стирки, и их необходимо проверить. Например, батутисты падают в сетку спиной, поэтому их парики приминаются сзади. Мы не делаем костюмы в туре, но какие-то небольшие детали (парики или шапочки для «Скакалок») вполне можем делать и на месте.

Мелоди показывает детали костюма из номера «Бамбуковые шесты». Артисты из этого номера, конечно, знают, что они принадлежат к дому «Огня», но вряд ли понимают, что крой маленьких рукавчиков символизирует языки пламени.

Мелоди показывает детали костюма из номера «Бамбуковые шесты». Артисты из этого номера, конечно, знают, что они принадлежат к дому «Огня», но вряд ли понимают, что крой маленьких рукавчиков символизирует языки пламени.

 

Лично я ещё вынуждена довольно много времени проводить за компьютером, заказывая новые костюмы и отправляя в архив старые. В архиве содержатся все версии каждого костюма, чтобы можно было отследить изменения и восстановить любой.

В день премьеры мы, в принципе, делаем всё то же самое, но работа идёт значительно более интенсивно.

— Есть ли у костюмеров какие-то свои традиции? 

Когда люди покидают шоу, коллеги обычно делают для них «памятный альбом». Так вот. Для обложки такого альбома мы даём ткань от костюма покидающего нас артиста. Ещё, когда наш артистический директор уходил в годовой отпуск, мы подготовили для него «послание в бутылке» – взяли настоящую бутылку и наполнили её обрезками тканей, перьев, блесток, страз, чтобы он не забыл, куда должен вернуться!

 

Фото: Cirque du Soleil, Марк Делонг, Даниэль Демараи

Наверх