Данила Нагорнов: «Основное правило – это снимать жизнь»

Люди

29 июля в Академии re:Store прошёл открытый мастер-класс, посвящённой теме мобильной фотографии. Его провёл Данила Нагорнов – фотограф, оператор, преподаватель по фотографии и видеосъёмке. Обучался в фотошколе при ФОТО ИТАР-ТАСС. Автор документального фильма о больных раком «Я хочу жить» (2018)

Текст: Артур Изумрудов
1 августа 2019, 14:42

Встреча проходила в формате фотопрогулки, которая подразумевает обучающую лекцию, а затем и практические занятия на открытом воздухе под руководством преподавателя. В конце происходит разбор полётов, где участники получают обратную связь и профессиональные рекомендации.

Данила позиционирует себя не как руководитель и наставник, а скорее, как идейный вдохновитель.
–Я считаю, что нельзя научить снимать в принципе. Вам это либо нравится, либо нет. Если нравится, то в любом случае будет что-то получаться. Очень важно чтобы процесс приносил удовольствие. Фотография, как искусство, это не математическая модель, которую можно взять и вызубрить. Есть, конечно, определённые правила по композиции и свету, но они все достаточно общие. Мне кажется транслировать себя в искусство – это главное. Всё остальное уже лицемерие.

Любые события, даже совершенно банальные, можно подать увлекательно и оригинально, увидеть кадр под необычным углом. Основное правило – это снимать жизнь. Ждать, что вот сейчас произойдет какое-то глобальное происшествие, и я это засниму – не стоит. Всякое явление может стать интересным, если вы смотрите на него с интересом.

Свет

Свет – это основа. Без него в тёмном помещении ничего не выйдет.

За яркость снимка отвечает экспозиция. Это определённое количество света попадающего на светоприемник, необходимое для подготовки изображения к показу. Чем больше света попало на светоприемник – тем светлее будет снимок. И, разумеется, наоборот: чем меньше света – тем кадр темнее.

По умолчанию в телефонах стоит автоматический режим съёмки. Чтобы, например, в iPhone сделать фотографию ярче или темнее нужно воспользоваться функцией экспокоррекции. Для этого необходимо включить режим камеры и удержать палец на экране до появления жёлтого квадрата, а затем проводить вверх или вниз.

–На примере следующей фотографии видно, как это работает.  Изображение существенно темнее, чем есть на самом деле. Это был яркий, солнечный день, но за счёт того, что мы делаем снимок темнее, то есть меняем экспозицию, получается интересный результат. На заборе стали выделяться полоски света, и создается впечатление, что это что-то необычное, занятное и даже потустороннее.

Фото из архива Данилы Нагорнова

–На фотографии ниже путь света искривляется и создает дополнительное измерение. Рука с сигаретой девушки на самом деле не там, где она отражается. Это забавный эффект и таких вещей вокруг очень много. Мы живем среди поверхностей, которые отражают и всячески преломляют свет.

Фото из архива Данилы Нагорнова

Ракурс

–Весьма обыденный приём. Камеру можно опускать ниже или наоборот – поднимать выше, и тогда одна и та же вещь будет выглядеть совсем по-разному. Допустим, на фотографии ниже, я залез на соседнее дерево и создалось сразу непривычное ощущение. Вот, вроде, дерево, но под ним вода. Хотя оно растёт вполне обычно. Самое простое событие становится уже немного интересней.

Фото из архива Данилы Нагорнова

Природа

–Природа сама по себе красива, а то, что происходит на небе – завораживает. Поэтому иногда достаточно просто посмотреть наверх.

Фото из архива Данилы Нагорнова

Отражение

–С этим можно играться бесконечно. Что касается репортажных фотографий, то нет правил, что действие должно происходить само по себе. Всегда можно в него вмешаться. Например, бросить что-нибудь в лужу чтобы были брызги. Иногда рука попадает в кадр или нога, такое тоже стараюсь не обрезать, потому что это ломает стену между зрителем. Ладонь автора или обувь, а может и волосы только приветствуются, если это оправдано.

Фото из архива Данилы Нагорнова

Архитектура Санкт-Петербурга через замёрзшее стекло. Можно попробовать снять что-то через обычный полиэтиленовый пакет. Все эти приёмы довольно простые к тому же их можно комбинировать.

Фото из архива Данилы Нагорнова

Видео

Данила начал записывать видео примерно два года назад. К слову, половину коммерческих заказов он снимает на телефон.

–Всегда думал, что видео это из другой области. Технически более сложные камеры, всё по-другому, но на самом деле это не так.
Фотография и видео очень похожи, просто к последнему добавляется дополнительное измерение: движение, звук и более глубокая психология.
Камеры в современных телефонах настолько качественные, что на них уже снимают не только клипы, но и полнометражные фильмы. Яркий тому пример российская кинолента «Фагот», полностью отснятая на iPhone. Показ картины проходил в кинотеатрах.

В ходе фотопрогулки участники применяли на практике полученные знания. По словам Данилы, лучше использовать одну локацию со множеством идей, чем накручивать километры в поисках удачных мест.
–Больше фотографируйте и не бойтесь быть непонятыми. Иногда не стоит зацикливаться на одном и стараться сделать всё идеально. Чаще всего лучшие фотографии – это первые два-три кадра.

Наверх