Искусство и бунтарство: гид по фестивалю «Точка доступа»

Гиды

19 июля в Петербурге стартует фестиваль искусств «Точка доступа». Его перформансы будут проходить не на сцене, а в пространствах города и расскажут историю человека нового столетия. Также будет открыта режиссёрская лаборатория театральных эскизов и организована образовательная программа с лекциями о театре. Piterstory представляет гид по летнему фестивалю.

Текст: Диана Рафаелян
13 июля 2018, 21:39

Режиссерская лаборатория «Культурный герой XXI»

Кто тот культурный герой XXI века, что подобно древнему Гераклу, расчистит нынешние Авгиевы конюшни, даст простой и гармоничный взгляд на мир? И куда должен быть обращен этот взгляд: в техногенное будущее или природное прошлое?
1 августа три лабораторных театральных эскиза, серьезно и иронически, размышляют о столкновениях модерности и архаики, о фигуре героя-просветителя.

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО                                                                                                                   1 августа, 11:00                                                                                                            Театральная инсталляция

Хотя жизнь художника, блогера, дауншифтера Дмитрия Горчева оборвалась в 2010 году, он — герой XXI века. Его голос особенно ярко прозвучал, когда появился «Живой журнал», именно Горчев стал первым «тысячником» в ЖЖ. Символично, что он переехал в Петербург на границе столетий, в 1999-м, — именно в момент перехода творится мифология творчества и жизни этого человека, парадоксально вписывающегося в схему «деятеля эпохи Возрождения».



ДРУГОЙ                                                                                                                                            1 августа, 14:30                                                                                                                              По роману Юрия Мамлеева

Выбор романа русского классика, мистика Мамлеева предлагает лаборатории неожиданный поворот в сторону метафизических поисков. Главный герой Леня Одинцов переживает клиническую смерть, во время которой видит себя пассажиром поезда, несущегося сквозь миры, ни в одном из которых душе Лени не находится места. Сквозным образом эскиза станет фотография — попытка фиксации невидимого и непознаваемого. А источником визуального облика будут фильмы Владимира Кобрина — гения советского научно-популярного кино.


АНТИХРИСТ                                                                                                                                    1 августа, 16:30                                                                                                                             По сценарию фильма Ларса фон Триера
Страшный и одновременно самопародийный фильм Триера — копилка неврозов современного человека, то ли горячечный бред, то ли адское пророчество. Шедевр или смакование жестокости? Споры вокруг «Антихриста» не утихают. Для Владимира Золотаря сегодняшний культурный герой — незадачливый психотерапевт, пытающийся урезонить царящий вокруг хаос сумрачных природных сил. А вместо членовредительства режиссер предлагает элегантное решение, не лишенное сарказма. Под раздачу попадет самое святое – великая скандинавская культура XIX-XX столетий с ее гротескным интересом к психопатии.


Образовательная программа «Что такое эксперимент?»

Наши критерии экспериментального все время меняются, как и понимание того, что можно и нельзя считать театром. Широта темы спровоцирует спикеров высказаться о том, как они представляют границы театральности сегодня, рассуждать о парадоксальном соединении сверхреального и условного в современном театре, говорить на вновь актуальную тему об этичности экспериментов над зрителями. Откроют образовательную программу лекции признанных специалистов по истории и теории сайт-специфик театра.

РАСПИСАНИЕ
31 июля
11:00 Лекция «Сайт-специфик театр и технологии» профессора AberystwythUniversity Майка Пирсона.
12:30 Лекция «Придумывая in situ: спектакли в публичных пространствах и их отражение»
профессора Института театральных исследований Университета Париж-III – Новая Сорбонна Орели Мутон-Резук.

1 августа
Показы эскизов лаборатории «Культурный герой XXI». Куратор — Андрей Пронин
После каждого показа состоится обсуждение.
Место: библиотека им. Алвара Аалто (Выборг)

2 августа
12:00 семинар «Что такое эксперимент?»
Место: Новая сцена Александринского театра (наб. Фонтанки, 49А)


Спектакли и перформансы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВНЕ СЕБЯ, 12+
Дата и время: 31 июля, 1, 2, 4, 5 августа — 15:00, 17:30 и 20:00
Точка старта: Пристань (Воскресенская наб., 20)
Город на Неве полон призраков прошлого, но живет по новым правилам, которые диктуют ему вновь построенные торговые центры, парки развлечений, небоскребы-исполины и циклопические стадионы. «Санкт-Петербург вне себя» – полуторачасовая речная прогулка по Петербургу, привычный туристический формат, на сей раз преображенный до неузнаваемости. Совместная работа швейцарского режиссера Мартина Шика и театроведа Анны Ильдатовой – первая театральная адаптация одной из самых влиятельных книг XX века по архитектуре «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса. Размышления Колхаса – не об истории зданий, это история идей, образов, эстетических концепций.


МАРАТ / САД, 16+
Дата и время: 25-29, 31 июля — 23:15
Место: Торговый комплекс «Невский Центр»

Пьесы классика и реформатора немецкой драматургии XX века Петера Вайса не впервые появляются в афише «Точки доступа»: причина проста – они сохраняют и эстетическую свежесть, и идейную актуальность. Философ, знаток человеческой природы маркиз де Сад проводит остаток дней в психиатрической клинике Шаратон. Он удалился сюда добровольно, полагая, что за пределами сумасшедшего дома сумасшествия еще больше. За окнами – разгар политической реакции, идеалы Великой Французской революции втоптаны в грязь. Маркиз с помощью других пациентов устраивает театральное представление, воссоздающее печальную историю жизни и смерти одного из вождей революции – Жана-Поля Марата. Представление превращается в диспут: Марат ратует за революцию, де Сад исполнен скепсиса. Чья позиция ближе нам сегодня?


МУЗЕЙ ИНОПЛАНЕТНОГО ВТОРЖЕНИЯ, 12+
Дата и время: 20 июля —16:00, 20:00; 21,22 июля — 12:00, 16:00, 20:00
Место: Форт Константин (Кронштадт)
Февраль 1989 года. Томская область. В маленькой деревне произошло событие, о котором сотни лет грезило человечество, – инопланетный разум встретился с земным. Правда, это было мало похоже на сюжеты фантастических книг и фильмов. Местные жители были больше озабочены талонами на продукты и выживанием, чем контактом с пришельцами. И о событии вселенского значения так никто и не знал, пока в 2016-м им не заинтересовалась группа театральных художников.
Спектакль проходит в форме музейной экскурсии. Зрители изучают артефакты и свидетельства событий в сопровождении актеров-экскурсоводов: рисунки ученых, интервью с очевидцами, реконструкции скафандров и другие следы присутствия инопланетной жизни, и одновременно совершают исторический экскурс в недавнее прошлое — распадающийся СССР конца 80-х.


ТРЕХГОРШКОВАЯ ОПЕРА, 18+
Дата и время:
20-22, 24, 25, 27 июля — 19:00, 20:30
28 июля — 13:00, 14:30, 19:00, 20:30
31 июля, 1, 3, 4 августа — 19:00, 20:30
Место: Отель Hilton Saint Petersburg ExpoForum (Петербургское ш., 62, к.1)Три дамы случайно сталкиваются в роскошной дамской комнате богатого отеля. Одна – жертва харассмента, другая боится, что ее имидж «сильной женщины» слишком подавляет возлюбленного, третьей гендерные предрассудки мешают получить работу мечты. Вместе они обсуждают проблемы и потаенные фантазии, подтверждая их ариями из опер Моцарта, Пуччини и Бизе. Выходит иронично, зажигательно и вполне гигиенично.


ИММЕРСИВНОЕ ШОУ «БЕЗЛИКИЕ», 18+
Дата и время: 25, 27 июля, 2 августа — 19:45
Место: Дворцовая наб., 20

«“Безликие” – это иммерсивный спектакль, в котором воссоздано полностью аутентичное пространство, совместили элементы классического театра и хореографии, использовали аудиовизуальные эффекты, тщательно проработали интерактивную составляющую… В результате зритель оказывается в ином измерении, где не существует привычных правил, запретов и границ. Спектакль – возможность получить качественно новый и очень личный опыт. Испытать то же самое, оставаясь наблюдателем в кресле, просто невозможно. Это театрализованная виртуальная реальность», – рассказывает американский режиссер шоу Мия Занетти.


QUESTIONING / КТО ТЫ? 18+
Дата и время: будут объявлены отдельно
Место: Многофункциональная театральная площадка «Скороход» (Московский пр., 107)


Что можно узнать о человеке напротив, не задавая ему вопросов? Где включаются интуиция и фантазия, а где срабатывают предубеждения и проецирование? Новый камерный спектакль-игра без актеров исследует границы современного театра и глубину, на которую человек готов погрузиться в себя, придумывая ответы про другого. Два параллельных ряда стульев, смотрящие друг другу в глаза зрители, невидимый модератор и пачка бумаг в сумме дают час исследовательского и чувственного опыта. И это тот случай, когда зрительская ответственность максимальна — впечатление от перформанса прямо пропорционально интенсивности внутренней работы. На вопросы рекомендуют отвечать быстро, анкеты идут одна за другой: в первой пытаешься угадать базовые характеристики, далее предполагаешь поведенческие и психографическиемодели. Ближе к финалу надо ответить мысленно: что подумали про вас, увидеть себя глазами другого. В конечном итоге, это история про допущения, оценки и предположения, которые, возможно, не отражают реальность, но точно связаны с вами и с тем, как вы воспринимаете окружающий мир.


ВИШНЕВЫЙ САД. ТИШИНА, 12+
Дата и время: 1, 2 августа — 20:00
Место: Сад Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Литейный пр., 53)


Финал пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» – отправная точка и начало спектакля режиссера Андрея Сидельникова «Вишневый сад. Тишина». Заколоченная усадьба, вырубленный сад и далекие воспоминания Фирса о той поре, когда все были молоды и счастливы – главные предлагаемые обстоятельства истории, которая будет сыграна в саду Фонтанного Дома. Спектакль «Вишневый сад. Тишина» — это исследование рассвета через закат. Рассказ о неотвратимости времени и поиск причин своего настоящего в своём прошлом.


РАЗГОВОРЫ БЕЖЕНЦЕВ, 16+
Дата и время: 28 июля — 18:00, 29 июля — 14:00 и 18:00
Место: Финляндский вокзал
Это первая российская постановка пьесы Бертольта Брехта, написанной в 1940-41 годах в Финляндии. Место ее действия – Центральный вокзал Хельсинки. Соответственно, действие разворачивается в залах, кафе и на перроне вокзала. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность наблюдать за приватным разговором неких Циффеля и Калле. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или раствориться в толпе и построить собственный визуальный ряд, спонтанно сопровождающий звуковой канал. Герои спектакля, чьи голоса сопровождают зрителя, – два немецких беженца времен Второй мировой, обсуждающих как глобальные общечеловеческие вопросы, так и мелкие бытовые невзгоды. В образе Калле угадываются черты самого Брехта. Возможно, что-то из услышанного представится зрителю не утратившим актуальности.


Когда: с 19 июля по 5 августа
Сколько стоит: от 500 рублей
Группа во «ВКонтакте»: сюда
Сайт фестиваля, афиша: сюда

Наверх