Мобильная фотография

Практика

Эволюция телефонной камеры дала толчок к появлению и развитию такого явления как мобилография. Может ли фотография, сделанная на мобильный телефон, выступать в роли самостоятельного художественного продукта или это всего лишь малоформатный полуфабрикат? Об этом Piterstory рассказали фотографы Даниил Конторович и Ефим Шевченко.

Текст: Олеся Спащанская
16 июля 2014, 15:49

О фотографической самостоятельности

1
Даниил Конторович

Ещё два года назад мобильную фотографию вообще не рассматривали как что-то стоящее. Свою ценность и художественность она начала приобретать два года назад. Конечно, в этом заслуга развития мобильной техники с точки зрения камер. Изначально это было просто фиксированием реальности, чистая документалистика — телефон-то всегда в кармане. Запечатлел, запомнил. Как некая записная книжка для любого человека. И только со временем это заметили фотографы.

В восприятии фотографии большую роль играет формат.  «Телефонное» изображение не обладает читабельным выставочным форматом, плакат, конечно, не напечатаешь, но принт 15  на 15 вполне можно сделать. По-моему, вполне достойный результат.

Рассматривать мобильную фотографию как «взрослую» не следует. Но при этом нельзя считать, что это загибающаяся ветвь в фотоискусстве, потому что телефоном порой можно снять то, что другой камерой не снимешь. Главное — это момент. Какая разница, на что он был снят?

Processed with VSCOcam with se3 preset

Даниил Конторович

Главное — это момент.
Какая разница, на что он был снят?
3_2
Ефим Шевченко

Когда в этом мире появляется что-то новое, то успех новинки напрямую зависит от людей, работающих в этой сфере. Поэтому вопрос нужно поставить по-другому.  Есть ли хорошие фотографы в мобилографии? А они есть. Просто большинство из них распространяет свои фотографии, сделанные далеко не на телефон, посредством «Instagram» и прочих приложений.

Но мобильная фотография очень ограничена. Она хороша исключительно для репортажных кадров или просто для отображения определённых эстетических элементов.

Ефим Шевченко

6

Причины «мобильного» творчества

1
Даниил Конторович

Я начал рассматривать мобильную фотографию как тренажёр для глаз. Ты не утыкаешься в гаджет или книжку, а постоянно следишь глазами за окружающим миром, наблюдаешь, ищешь моменты.

Я знаю много людей, которые на телефон снимают лучше, чем на профессиональную камеру. Потому что камера, если говорить о зеркальных фотоаппаратах, очень расслабляет. При съёмке на телефон всё изображение находится в резкости. Соответственно, чтобы было ощущение глубины, приходится думать. И люди начинают больше работать головой: что включить в кадр и как показать главное? Это хороший тренажёр и двигатель прогресса у фотографа.

Когда нечего делать и хочется поиграться, то гораздо приятнее делать это именно в той сфере
3_2
Ефим Шевченко

На телефон начал фотографировать от скуки. Когда нечего делать и хочется поиграться, то гораздо приятнее поиграться именно в той сфере, в которой ты работаешь. Долго обрабатываю снимки: пока техника не может себе позволить точного отображения того, что видит глаз. Приходится как-то ей помогать.

Ефим Шевченко

Ефим Шевченко

Фотоаппарат и телефон?

1
Даниил Конторович

Сделать снимок на телефон труднее, чем на камеру, а обработка не сделает фотографию художественной. Наложение фильтров и подлинная художественность – это подмена понятий для аудитории.  Хотя для себя я выделяю программу, которая делает гармонизацию света и тональности достаточно приятной. Но от камеры я никогда не откажусь, потому что в реалистичности передачи изображения размер имеет значение.

От камеры я никогда не откажусь, потому что в реалистичности передачи изображения размер имеет значение
7

Даниил Конторович

Мобильные перспективы

1
Даниил Конторович

Мобильная фотография набирает обороты не только в Петербурге и Москве, но и в регионах. Например, есть такая вещь как Instameet — встреча фотографов, которые снимают на телефон, сам такую устраивал. Люди встречаются в какой-нибудь интересной локации, делятся опытом, снимают и просто хорошо проводят время. И в конце, традиционно, общее фото. На телефон, конечно же.

В октябре прошлого года решил создать группу
«Мобильная фотография». Подумал, что было бы здорово создать страницу, где есть карточки только с мобильного телефона. Я собирал фотографии по крупицам с разных инстаграм-профилей русских и зарубежных авторов. В группе публикуется не только художественные фотографии, но и просто красивые «мобильные» работы ради передачи эстетики. Но, несмотря на заявленный уровень, многие люди предлагают для публикаций разный фото-хлам: снимки еды, милых девочек и дальше по жанру.

Многие люди предлагают для публикаций разный фото-хлам: снимки еды, милых девочек и дальше по жанру
3_2
Ефим Шевченко

Выставка мобильной фотографии? По мне, идея не очень хорошая. Все выставки, организованные в самостоятельном режиме, обычно собирают определённого зрителя. И, как правило, это друзья — знакомые, которые и так знают ваши работы наизусть. Так что я не большой фанат подобных мероприятий. Другое дело, когда такими выставками занимаются специальные организации и идёт анонсирование в СМИ. Ведь основная цель – ознакомление аудитории с визуальной продукцией, а не повторное созерцание.

Петербург в фотокарточках

1
Даниил Конторович

Вообще, питерским фотографам повезло: в городе особая атмосфера и ритм. Всё это рождает вдохновение и стимул.
А чем создаётся атмосфера? Наверное, как раз историей этого города.

Даниил Конторович

mIOMLF8ZkM

Ефим Шевченко

vV_uCx7Roys

3_2
Ефим Шевченко

Фотография — это ремесло, создание визуальных продуктов, которые несут определенную информацию. Поэтому, можно сказать, что меня ничего не вдохновляет. Просто есть нужда в том, чтобы донести до зрителя идею и чувства, а это чисто техническая задача, работа. Если нет вдохновения — для меня это просто лень, которую нужно перебороть.

 


 Фотографии предоставлены героями публикации

Наверх