Опасное фанатство – как фан-клубы превращаются в социальную проблему

Практика

У каждого из нас есть есть кумиры. Многие из нас - фанаты. Но что, если ваш интерес начинает выходить за привычные рамки обычного "фанатства"? На примере азиатской индустрии развлечений аналитическое мнение о том, как современные фан-клубы превращаются в социальную проблему и как с этим бороться.

Текст: Дара Косенко
7 октября 2021, 00:43

Первая волна увлечённости k-pop музыкой и милыми мальчиками-айдолами накрыла меня в последний школьный год. Не то что бы я не знала об этом музыкальном направлении раньше, но мне было не слишком интересно, а куча диванных критиков в интернете осуждающе смотрели (и не только) на тех, кто хотя бы мимолётно упоминал о своём «необычном» увлечении. Так же мимолётно об этом своём увлечении рассказала и новенькая девочка, которая пришла в мой класс в том году. Ей нравились парни из BTS – она даже носила фотокарточку с их автографами под чехлом телефона. Восторженный отзыв об их таланте, ярких концептах и незаурядных песнях для k-pop артистов тех лет вынудил меня открыть «Вконтакте» и залезть в первое попавшееся тематическое сообщество их имени. Теперь восторженные отзывы были у нас обеих, и нам было о чём поболтать в вечерних переписках. В своём общении мы плавно перешли до более приземлённых и «жизненных» тем, и моя обсессия прошла раньше, чем успела начаться.

А на первом курсе университета случился карантин с его многомесячной изоляцией, не оставив моей природной замкнутости и мнимому одиночеству иных вариантов – волшебный мир красивых лиц, глянцевых обложек и сладких голосов поглотил моё сознание. Я стала фанаткой.

Индустрия развлечений – одна из визитных карточек стран Азии. Их шоу-бизнес развивается в нон-стоп режиме, правительства благоволят звёздам первой величины, а развлекательные компании каждый день выпускают артистов «на любой вкус и цвет». Сексуальные концепты с холодными красавицами и дерзкими парнями, имиджи невинных школьниц и начитанных интеллектуалов – спрос рождает предложение, и лейблы готовы собрать любой образ, чтобы привлечь как можно больше потенциальных поклонников. Фанаты – главный капитал индустрии. Они и источник финансирования, и бесплатная пиар-служба, и залог успешной карьеры с перспективой на длительное выживание внутри этой фабрики звёзд: поклонники, словно отдавая долг Родине, ежедневно трудятся на благо своих любимчиков, выводя их имена в тренды социальных сетей и топы чартов «репутации брендов». Но у медали две стороны, потому что фан-клубы – давний бич азиатского шоу-бизнеса и выражение «не сотвори себе кумира» — точно не про них.

Крайне тесные взаимоотношения кумира со своими поклонниками, с легкой подачи развлекательны агентств, создают иллюзию «прозрачности» жизни знаменитостей – у них нет личной жизни и тайных взаимоотношений с простыми людьми, а всё своё время они тратят на репетиции и выступления на шоу. Фансайны, ТВ-программы, прямые трансляции в социальных сетях – современные технологии позволяют круглосуточно делиться эмоциями и мыслями, и жизнь артиста превращается в буквальном смысле непрерывное телешоу: в таких условиях зрителям всё чаще кажется, что человек по ту сторону экрана – их друг. Окрылённые оказанным доверием, фанаты готовы тратить своё время и деньги на любимого актера или певца. Такой подход не только пополняет копилку компаний, в которых состоят артисты, но и привязывает к себе зрителей. Обывателей привлекает, что их кумиры – фантастические люди, усердно трудящиеся юноши и девушки, не способные на проступки и промахи. Недостижимость образа – залог их преданности, ведь некий «небожитель» не способен оставить своего верующего. Но что в действительности означает подобное фанатство – преданность или безумие?

Самое по себе фанатство, в обыденном понимании, не несёт никакой угрозы – люди насаждаются творчеством и получают определённую порцию позитивных эмоций. Но такая ситуация возможна только в том случае, если сам по себе индивид обладает полноценной и многогранной личностью, способной на творчество, конкуренцию, вдохновение другими людьми. Когда простое «мне нравится этот певец!» превращается в стирание границы между творчеством и личностью – это уже фанатизм.

Суть фанатизма тождественна с влюбленностью – люди переживают яркое чувство эйфории, восторга и бесконечной преданности. К такому типу отношений склонны одинокие люди: они помогают заполнить пробелы, образованные недостатком реального общения и натуральных эмоций. Посредством участия в процессе поглощения или создания контента, связанного с кумиром, такие фанаты присасываются к их жизни и делаются причастными к событиям и эмоциям, которые принадлежат другим людям. В активной фазе бытности фанаткой k-pop группы (меня действительно покорили участники EXO!) меня часто одолевало чувство ничтожности и бесполезности: я не могла терпеть свои учебные проекты и отсутствие таланта в написании статей, перестала осознавать себя полноценной личностью с индивидуальными особенностями и предрасположенностями хоть к чему-то. Просмотр кучи шоу с любимой группой показалось отличным способом бега от самой себя и безынтересного на тот момент мира вокруг. Яркие визуальные концепты музыкальных клипов, легкие телепередачи, красивые фотосессии, заедающие мелодии – чем не стимуляция пусть и искусственных, но положительных эмоций?

Но такая связь губительна – не у всех есть чувство меры, и потакание собственной слабости, этакое избегание реальности, наносит вред самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к другой части аудитории. Особенно ярые поклонники, словно те самые родители, имеют склонность гордиться достижениями кумиров, как своими собственными: они «дразнятся» и рассказывают участникам других фандомов о том, насколько богаты и талантливы их любимчики по сравнению с другими артистами. Такое нездоровое поведение приводит к «фандомным войнам», которые оканчиваются взаимными оскорблениями, кибер-травлей и очернением репутации самих артистов.

Популяризация тесной связи между знаменитостью и поклонниками также приводит к тому, что зачастую фанаты, особенно активно вкладывающие в кумира деньги, считают, что жизнь певца или актёра становится подконтрольна им. Когда артист набирает популярность и обрастает фанатами, считается, что он автоматически подписывает с ними негласный договор, чтобы сохранить свой новообретённый статус звезды. Вредные привычки вроде курения, история со школьным конфликтом, сотрудничество с коллегами противоположного пола? Больше неприемлемо, теперь – эпоха невинности, незыблемая непорочность репутации. Подобная установка в сознании фанатов определяет личные границы артиста – он обезличивается как индивид и становится лишь образом, подобном красивой кукле, созданной для удовлетворения потребностей собственной публики. Кто-то назовёт это «ценой славы», однако такое проявление «привязанности» — отражение эгоистичной натуры фанатиков, свято верящих в то, что их кумиры в неоплатном долгу перед ними за ту известность и общественное влияние, которое получили после дебюта благодаря деньгам и эмоциям поклонников.

К сожалению, контролировать поведение и действия фанатов в должной мере затруднительно, поскольку большая часть взаимодействия между артистами и их поклонниками происходит в сети. И несмотря на то, что сегодня не существует определённых законов или каких-либо ассоциаций, способных жёстко контролировать поведение отдельных фанатских сообществ в сетевом пространстве, за ситуацией в онлайне, тем не менее, наблюдают и движутся в правильном направлении: администрация киберпространства Китая (САС) обратилась к различным управлениям с просьбой «активизировать усилия по устранению хаоса в фан-кругах и заставить развлекательные платформы выполнять свои обязанности по борьбе с иррациональным поклонениям кумирам». Слепое обоготворение знаменитостей, по мнению властей, приводит к чрезмерным денежным тратам и финансовым мошенничествам, кибербуллингу, а также искажению моральных и этических ценностей. Теперь в стране запрещена публикация чартов популярности, реалити- и айдол-шоу с участием несовершеннолетних или детей знаменитостей, а также возможность платных голосов в шоу на выживание.

Это правильное решение в сторону здоровой культуры взаимоотношений «кумир-поклонник» и всё больше людей, причастных к азиатскому шоу-бизнесу, понимают, что артист – не карманная игрушка фанатов, купленная ими за места в стриминговых чартах и таблицах репутации, не способная на собственные мысли и поступки, в том числе негативные, а личности, отдельные от картинки с экрана. Ежегодно индустрия развлечений становится менее замкнутой – консервная банка запретов и предрассудков постепенно вскрывается, псевдо-поклонники остаются за бортом экосистемы фанатских сообществ. Нет ничего плохого в том, что мы испытываем счастье, когда любимая группа бьёт рекорд по просмотрам на YouTube, а актриса берёт награду за «Лучшую женскую роль». Но следует держать себя в узде, чтобы вера в превосходство наших кумиров не превратилась во вредную зависимость. Настоящая любовь к кому-то – это свобода, а не рабство.

Наверх