Поцарапанный Lamborghini, модный приговор на съёмочной площадке и борьба за огнемёты – «Майор Гром: Чумной Доктор» за кадром

Практика

Фильм Олега Трофима будет показан на XV международном кинофестивале «Зеркало». А незадолго до этого он стал лидером просмотров на «Netflix» и там же попал в десятку популярнейших картин. Пока «Майор Гром» стремительно завоёвывает популярность, награды и сердца зрителей, рассказываем о том, как создавался первый полнометражный российский кинокомикс, и делимся фактами, которых вы, возможно, ещё не знали о фильме про петербургского супергероя (осторожно, спойлеры!).

Текст: Ульяна Савоськина
17 августа 2021, 00:19

Этому герою нужен новый город

Каноничный майор Гром из комиксов – коренной петербуржец. Киношный Гром тоже обитает в Санкт-Петербурге, только не реальном, а альтернативном, старательно созданном авторами фильма. «Мы абсолютно переврали всю географию Петербурга для того, чтобы собрать нужный нам образ города: у нас не было цели сделать его фактическое отражение, − рассказывает режиссёр кинокомикса Олег Трофим − Поэтому у нас Большая Морская улица перетекает в улицу Радищева, улица Жукова вдруг становится улицей Галерной, а Невского проспекта как будто и вовсе не существует». Командой даже была придумана и нарисована собственная карта того Петербурга, который зритель видит в фильме. По словам художника-постановщика Дмитрия Онищенко, она висит в переговорной комнате полицейского участка: «Мы создали карту города, где для себя расставили флажки: тут бедные районы, тут полицейский участок, тут квартира Грома, тут офис Разумовского. Где-то добавили каналы, сделали дополнительные протоки. В общем, создали такой альтернативный Петербург: вроде Питер, а вроде и нет».

Карта Петербурга из Полицейского участка в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: Bubble Studios

Впрочем, постаралась команда художников не только над картой. Некоторых мест, показанных в фильме, не существует вовсе. Например, в Петербурге нет памятника первому полицмейстеру города, нет полицейского участка, в котором служит Игорь Гром, как нет и ларька с любимой шавермой героя. Всё это декорации, специально изготовленные для проекта. Так, отделение полиции было с нуля сооружено в здании бывшего Русско-Азиатского банка на Невском, 62 всего за 2 недели, а разобрано и того быстрее – за 2 дня. Полностью был построен и ларёк-шаурмичная, который, кстати, во время съёмок полноценно работал. По скромным подсчётам сценариста фильма Артёма Габрелянова, за время работы над картиной всей съёмочной группой было съедено не меньше тысячи шаверм: «Но если говорить про личный зачёт, то тут пальма первенства принадлежит Тихону (Тихон Жизневский – актёр, сыгравший роль Игоря Грома – прим. авт): только за одну смену он съел около 15 штук».

Не стоит искать в Северной столице и квартиры героев блокбастера. Все они были отсняты в Москве. Создатели фильма, конечно, искали подходящие помещения в Петербурге, но Лахта-центр, в который изначально хотели поселить Сергея Разумовского, на момент съёмок был ещё не достроен, вариант с размещением этого героя в доме компании «Зингер» тоже был отвергнут, а все кандидаты на роль квартиры Игоря Грома, с огромными круглыми окнами, были либо труднодоступны, либо заняты дорогими апартаментами или офисами. Поэтому было решено построить офис Разумовского и квартиру Грома в московских павильонах.

Наряду с этим в фильме можно увидеть много мест настоящего, не выдуманного Санкт-Петербурга: Дворцовую площадь, Академию Штиглица, Мраморный дворец, Красный мост, улицу Зодчего Росси, Академию художеств и др. И это неудивительно, ведь большинство сцен было снято в Северной столице, хоть получение нужных для этого разрешений и далось создателям фильма нелегко. «Ещё на самой первой читке в Москве нам сказали, что у нас абсолютно нереальные запросы по съёмкам в Питере, – вспоминает Артём Габрелянов. − Перекрыть одну из самых узнаваемых улиц города и устроить там погромы? Разворотить Дворцовую площадь? Устроить погоню с перестрелкой и живым огнём на крышах исторических зданий? Да вы с дуба рухнули! Но мы снимаем классное развлекательное кино и не знаем слова «нет». И благодаря нашим замечательным локейшен-менеджерам Сергею Касатову и Александру Талалуеву нам удалось добиться разрешения на съёмки абсолютно во всех желаемых объектах!».

Мелочи жизни

Особого внимания заслуживает степень проработанности деталей в фильме. Каждая локация выверена до мелочей. «Где бы мы ни работали, меня всегда восхищала продуманность до мельчайших деталей, – рассказывает исполнитель роли Олега Волкова Дмитрий Чеботарёв. – В офисе Разумовского стояли огромные холодильники до потолка, набитые снеками и напитками. И там все этикетки были придуманы. То есть не было ни одной баночки колы, развернутой пополам, чтобы было понятно, что это определенный напиток, но мы его как бы не рекламируем. Каждая этикетка, каждая марка, каждая упаковка была придумана и продумана».

Офис Сергея Разумовского, кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: Bubble Studios

С такой же тщательностью были проработаны и другие места съёмок. Для казино «Золотой Дракон», например, была создана уникальная символика, стилистика, игровые фишки, униформа официантов и даже алкоголь с закусками. Собственный герб, форму для сотрудников, документы, визитки и кружки имеет также полицейский участок.

Свои особенности есть и у представленной в фильме соцсети «Vmeste». По словам сценариста фильма Артёма Габрелянова, ники пользователей, которые пишут комментарии во время трансляции Чумного Доктора – это зашифрованные имена людей, работавших над фильмом: «Откуда я это знаю? Я лично писал все эти чёртовы комментарии!».

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Фото: Bubble Studios

Мода из комода

Потёртая кожаная куртка и кепи – главные штрихи в образе петербургского супергероя. Излюбленный персонажем комикса шарф было решено убрать, так как он плохо смотрелся в кадре, но и без него на поиски вещей для майора Грома ушло много сил и времени. Подходящая куртка ждала своего часа в одном из винтажных московских магазинов. Надо сказать, что варианты из масс-маркета Анна Кудевич, художник по костюмам, вообще не рассматривала: «Этот предмет гардероба Игоря Грома – даже не одежда, это его вторая кожа, и никто в зрительном зале не должен сказать: “У меня такая же дома в шкафу висит„». Кепка тоже нашлась не сразу. Анна Кудевич говорит, что, по её ощущениям, команда художников перебрала все доступные варианты и в Санкт-Петербурге, и в Москве, а идеального всё равно не нашла – более-менее подходящую кепку пришлось тонировать из-за слишком контрастного узора на шерсти.

Тихон Жизневский в образе героя фильма майора полиции Игоря Грома
Фото: Bubble Studios

Сергей Горошко, исполнитель роли всегда с иголочки одетого Сергея Разумовского, перед съёмками целых три месяца носил кроссовки своего героя, чтобы они выглядели старенькими, излюбленными, Любовь Аксёнова лично помогала художнику по костюмам составлять образы для своей героини Юлии Пчёлкиной, а вот над костюмом Чумного Доктора трудились всем миром. Дизайн разработала творческая команда издательства «Bubble», 3D-модель – художники омской студии «Artsvostok», точную копию костюма изготовили в московской студии «Plastic Armory», покраска и формовка всех его деталей была сделана также в Москве, в мастерской «Кречет», а сборка брони производилась уже в петербургской мастерской «Tornhem Studio». В итоге костюм получился эффектным и устрашающим, но сложным в использовании: для того, чтобы «упаковать» в него человека, требовалось два ассистента и минимум 40 минут, а при каждом движении отдельные части комплекта издавали неприятный скрежет. Несмотря на это актёры Сергей Горошко и Дмитрий Чеботарёв активно соперничали друг с другом за право сниматься в этом костюме в сценах, где лицо Чумного Доктора скрыто под маской. Ещё бы, ведь костюм был оснащён настоящими ручными огнемётами! Спойлер: пострелять из них удалось только Горошко.

Костюм Чумного Доктора, оборудованный ручными огнемётами
Фото: Bubble Studios

Единственный актёр, который снимался в своей собственной одежде, – это Киевстонер, сыгравший роль давнего знакомого и информатора майора Грома.

Полное погружение

Практически всем актёрам первого плана для роли пришлось что-то менять в своей внешности. Александру Сетейкину и Юрию Насонову красили волосы, а Любовь Аксёнова за время съёмок сменила не один парик. Цвет волос Сергея Горошко также был изменён, но помимо этого артист сбросил 15 килограммов. Больше всех в этом плане досталось Тихону Жизневскому: ему пришлось состричь кудри, отрастить усы, покрасить волосы, избавиться от 10 килограммов и создать с помощью тренировок в спортзале мышечный рельеф. Кардинальные преображения не коснулись только Дмитрия Чеботарёва: в кадре он предстаёт перед нами таким, каким пришёл пробоваться на роль Олега Волкова.

Однако, как говорит режиссёр фильма, Олег Трофим, одного внешнего сходства актёра с героем мало, важно, чтобы в кадре был правильно, объёмно показан характер персонажа, точно переданы его чувства и эмоции. Стараясь достичь нужного эффекта, каждый из артистов вживался в роль по-своему. Так, для того чтобы лучше понять своего героя, Тихон Жизневский прочитал все комиксы о майоре Громе, а Сергей Горошко пошёл ещё дальше и завёл блокнот, в котором расписал полную биографию Сергея Разумовского, начиная с дня его рождения и заканчивая событиями, которые выходят далеко за рамки сценария фильма. Какую-то информацию актёр черпал из комиксов, некоторые факты узнавал у сценаристов, что-то придумывал сам. Помимо этого, исполнитель роли Чумного Доктора не снимая носил линзы – неотъемлемую часть внешности этого героя. Они были на актёре даже под маской, когда его глаз не было видно. По словам Сергея Горошко, для него это оказалось настоящим испытанием, так как непривыкшие к линзам глаза постоянно слезились и чесались. Зато такой приём позволял быстрее входить в образ Чумного Доктора и ловить нужное настроение.

Реквизит помог сблизиться с персонажем и Михаилу Евланову, сыгравшему роль сотрудника секретной службы Евгения Стрелкова. Отличительная особенность внешности этого героя – широкая хищная улыбка, для создания которой актёру на зубы клеились специальные накладки. «В принципе, зубы и ввели меня в этот образ. – рассказывает артист. – Я просто отдался этим зубам и шёл по роли через зубы. И не снимал их целый день».

Михаил Евланов в образе героя фильма Евгения Стрелкова
Фото: Bubble Studios

Интересно, что фургоны на съёмочной площадке были подписаны именами героев фильма, а не актёров, которые их играли. «Сергей Разумовский, «Игорь Гром», «Юлия Пчёлкина», «Дмитрий Дубин» – такие таблички можно было увидеть на дверях гримёрных.

Чуть было не было

О процессе работы над фильмом у съёмочной группы в основном остались приятные воспоминания: актёры наперебой рассказывают о том, как сдружились и сработались друг с другом на площадке, продюсеры хвалят творческую команду, которая на высоком уровне смогла воплотить все задумки, и те, и другие дружно отмечают талант и трудолюбие режиссёра. Однако не всё во время создания киноленты проходило гладко.

Например, начальный этап работы был непростым: полная смена команды, временные заморозки проекта, долгая работа над сценарием, который сильно отличается от представленного в комиксах, многомесячные кастинги и отбор актёров. Свои трудности встретились и на съёмках. Чего только стоят травмы Тихона Жизневского. За время записи разных сцен он успел порвать связку на ноге, вывихнуть плечо, рассечь кожу на руке, а заодно и сломать нос каскадёру. Впрочем, многие из преодолённых препятствий сейчас превратились в увлекательные истории, которые творческий коллектив, трудившийся над кинокомиксом, вспоминает с улыбкой.

Одна из таких историй связана с актёром, который, готовясь к вхождению в роль, любил уединяться в парке и там на лавочке в тени раскидистого дерева читать сценарий. И всё бы ничего, если бы как-то раз он не забыл драгоценные бумаги с сюжетом и всеми диалогами фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» на той самой лавочке. Все были в шоке, ведь на этапе съёмок у создателей фильма было много секретов от публики: они максимально долго держали в тайне имена актёров и исполняемые ими роли, не выкладывали фотографии с площадки, не показывали реквизит и локации, в которых снимали, а тут на тебе – приходи кто хочешь, читай всё, что хочешь. К счастью, виновник всеобщей паники вовремя спохватился и успел вернуться за забытым сценарием до того, как его нашёл кто-нибудь другой. Сам артист в шутку называет такую неуклюжесть и рассеянность «эффектом Дубина», и, как вы уже могли догадаться, этим самым актёром, который заставил понервничать всю команду, был Александр Сетейкин.

Александр Сетейкин в образе героя фильма Дмитрия Дубина
Фото: Bubble Studios

Другая увлекательная история оказалась ещё и очень затратной. Дело в том, что во время съёмок сцены смерти Гречкина актёр, сыгравший роль этого персонажа, как-то умудрился поцарапать машину стоимостью в несколько миллионов рублей. Создателям фильма пришлось выплатить хозяину Lamborghini около 150 тысяч рублей в качестве компенсации.

По воспоминаниям продюсеров, эта смена как-то не задалась с самого начала. В Санкт-Петербурге тогда внезапно выпал снег, и съёмки сцены с Гречкиным и Lamborghini у Елагиного дворца пришлось отложить на неопределённый срок, потому что в кадре не должно было быть сугробов. Съёмочная группа всё ждала и ждала, когда же погода нормализуется, а снег всё валил и валил… Как выход из положения уже даже рассматривался вариант с перелётом в Сочи и записью нужных эпизодов там, но в последний момент небо сжалилось и перестало сыпать белыми хлопьями. Сцены убийства первой жертвы Чумного Доктора всё же удалось отснять в Петербурге. Конечно, было холодно, да так, что у актёров немели губы и пальцы, но все эти сложности остались за кадром, в самом фильме зритель видит только красивую эффектную картинку.


* «Майор Гром: Чумной Доктор» — полнометражный фильм режиссёра Олега Трофима, основанный на серии одноимённых комиксов российского издательства «Bubble Comics». В основе сюжета лежит столкновение честного и принципиального майора полиции Игоря Грома с человеком, который называет себя Чумным доктором и вершит самосуд над преступниками, которым удалось обойти закон и избежать наказания.

Наверх