Законы питания. Никаких юридических, только духовные. Часть 2

Навигатор

В Торе – священном писании иудаизма, сказано, что в пищу можно употреблять только чистое мясо. Свинина, морепродукты и другая неподходящая евреям пища перестала употребляться верующими иудеями много тысяч лет назад, а именно, 5781. Как быть иудеем? Что есть и как жить с этими правилами?

Текст: Полина Ершова
31 августа 2021, 20:34

В течение трех материалов, вместе с Еленой, изучавшей традиции иудаизма на протяжении десяти лет и проживающей в Тель-Авиве и Ифрахом – руководителем департамента кашрута еврейской общины Петербурга, мы разберемся, как это – быть евреем в общем смысле, в условиях проживания в Израиле и Санкт-Петербурге с точки зрения питания.

Во втором материале мы рассмотрим кашрут с точки зрения евреев Израиля. Елена поможет нам переместиться в другую страну и прочувствовать жизнь иудея «на месте».

В тему законов, их ответвлений и подпунктов можно углубляться бесконечно. Так как человеку необходимо питаться ежедневно, это становится отличным источником дохода для организаций кашрута.

Например, заходя в супермаркет, ты видишь две пачки муки одного производителя. Первая в бумажном пакете стоимостью 3 шекеля, а вторая в пластиковой упаковке с идентичным дизайном, но стоит 10 шекелей
Есть правило, которое обязывает хозяйку на каждый новый лунный месяц (еврейский Рош Ходеш) просеивать муку и печь весь месяц только из нее.
Я, кстати, когда только переехала в Израиль не могла понять, почему в пекарнях продаются сита большого диаметра, примерно 26 сантиметров, с крутящейся лопастью внутри и электрическое сито. Они выглядят, как большая икеевская кружка, но внутри есть подобие спирали вентилятора и кнопка для автоматического просеивания муки. Мне было непонятно, зачем такие огромные размеры. Печешь на всю семью пироги, например, но зачем же так много просеивать? Потом, узнав закон, я поняла

Фото: Сито диаметром 26 см, электрическое сито,

Если хозяйка соблюдает и печет на каждый шаббат халы, то ей на месяц нужно три-четыре килограмма муки. Рукой долго просеивать, поэтому придумали электрические сита.

Но опять же, не каждый человек, соблюдающий кашрут, будет мучиться с этим, ведь можно просто купить сразу муку, на которой написано, что она кошерная и не будет на Рош Ходеш тратить время на соблюдение закона

Любой Израильский супермаркет, если это большая израильская сеть: «Шуферсаль», «Рами Леви», «Кооп-шоп», «Мега», то все продукты, которые выложены на полках будут кошерными, от первого до последнего. Как понять, что продукт кошерный? Под Израильским нужно понимать не русские магазины, которые встречаются маленькими ларечками или магазинчиками в районах с продуктами из России или Европы.

Ты берешь упаковку, не важно, молоко, масло, мясо, консервированная кукуруза, майонез, макароны, и смотришь на печать кашрута. Эта печать не универсальная, то есть существует большое количество разных раввинатов, которые проверяют заводы, фабрики, комбинаты на кашрут и дают свое разрешение на выпуск продукции. Может быть такое, что человек заходит в магазин и видит сливочное масло двух производителей, но на одном будет написано «Кашрут Бадац бейт Йосеф», а на другом «Кашрут Бадац». Иудей возьмет тот, что обозначен вторым, потому что Бадац – высший суд справедливости, у него более жесткие требования и нормы

Фото: Печать кошерности 

Несмотря на то, что два продукта считаются кошерными, в приоритете у соблюдающего будет печать «Кашрут Бадац». Кошерными могут быть не только продукты. Например, кастрюля. Казалось бы, как кастрюля может быть не кошерной, ведь она новая стоит в коробке, в ней ничего не варили? Ответ прост: кошерная посуда не производится в шаббат. Стоит уточнить, что все эти правила и законы соблюдают те, кто сильно верует – ультраортодоксальные евреи. Они не будут пользоваться губкой, которую произведи в шаббат. Кроме того, кошерной может быть средство для мытья посуды, зубная паста, то есть то, что может попасть в пищу, пусть даже речь идет о наночастицах.

Вообще, соблюдение всех еврейских законов, правил, тем более кашрута настолько разрозненно, настолько раздроблено, там столько всяких вариантов и подпунктов, что даже евреи не всегда соблюдают досконально все правила.

В нашем трудовом коллективе работает четыре человека. У нас есть коллега, которая соблюдает Кашрут Бадац и которая, например, не ест в нашем кафетерии. Потому что, несмотря на то, что у них есть теудат кашрут –  удостоверение о том, что они кошерные, есть машгиах кашрут — человек, который следит за соблюдением законов кашрута, несмотря на то, что, в принципе, не может быть такое, что на еврейской работе будет еда не кошерная, она эту еду не ест. Она приносит из дома. Когда она к нам пришла, ей дали отдельную микроволновку, потому что в микроволновке, точно так же, как в печи, духовке и посуде, нельзя готовить мясное и молочное. Должна быть отдельная печка, мультиварка и остальная кухонная утварь для мясного и отдельная для молочного. Поскольку мы в нашей общей микроволновке греем кому что нравится, она ею пользоваться не может

Моя начальница домой не покупает не кошерные продукты. Она не пойдет в русский супермаркет или в магазин, куда привозят вкусняшки со всего мира. Но, если она пойдет в ресторан, то может, например, поесть не кошерную еду. Не будет есть свинину, не будет есть креветки, но, например, за границей у нее нет проблем пойти и поесть курицу. Несмотря на то, что она не кошерная, не имеет печати кашрута, не имеет удостоверения кашрута, но, по сути, это кошерное мясо. Это не свинина, это не кенгурятина. Ее муж вообще думает свинина это или креветки. Он не соблюдает и может позволить себе съесть в ресторане любое блюдо. Все у него отлично. Хотя у них почти традиционная еврейская семья

В стране есть много не кошерных ресторанов и кафе. Их количество и концентрация зависит от того, какой вид население преобладает в городе. В Иерусалиме религиозного населения ультра-ортодоксального и просто соблюдающего очень много.

Большинство ресторанов имеют теудат кашрут бадац или кошер ле меадрин и заведений, которые является не кошерными, не еврейскими, три, и это не фигура речи, а их действительно три

В таких местах можно, во-первых, поесть в шаббат, а во-вторых, заказать мясное блюдо, в которое смешано с молочным.

Образно говоря, там можно заказать себе мясную лазанью с бешамелем и сверху с сыром. Говорят, что эти три ресторана пользуются бешеной популярностью

Стоит уточнить, что Елена не имела ввиду арабские кафе и рестораны в старом городе.

Там, где я сейчас живу, у нас преобладает русское население. Поэтому довольно много не кошерных ресторанов. В Тель-Авиве их тоже много. Тель-Авив, в принципе, город очень специфический, с интересным населением

Посмотрев на карту, можно заметить, что не кошерных ресторанов если не столько же, сколько кошерных, то даже больше. Это определяется тем, что в городе много вольных художников, представителей ЛГБТ сообщества, молодежи и туристов. Поэтому и в Хайфе разнообразие не кошерных ресторанов. Большая часть из них арабские, потому что там смешанное население: арабско-мусульманское и арабско-христианское.

У меня на памяти есть смешная история по поводу нечаянно съеденного не кошерного блюда. Мой муж ездил в командировку в Японию. С ними в группе был сотрудник, который соблюдает на том уровне, что и моя начальница. То есть для него важно, чтобы по своей сути это была кошерная еда, пусть у нее не будет теудат кашрут. Они что-то заказали в ресторане, а соблюдающий сотрудник взял себе говядину. После окончания приема пищи приходит менеджер с извинениями, и официант начинает просить прощения. Оказывается, возникло какое-то недопонимание, потому что официант думал, что блюдо приготавливается из говядины, а оказалось из свинины. Считается, что мужчина согрешил, осквернил свои уста. Но иудаизм говорит на этот счет, что, если человек это сделал непреднамеренно, если он не знал, если, действительно произошла ошибка по чей-то вине, это, как бы, нестрашно, не считается

Возвращаясь к теме питания за границей можно сказать, что для иудеев из Израиля это непросто. Особенно для тех, кто действительно соблюдает кашрут полноценно. Потому что за границей найти кошерное заведение трудно. Это может быть три-четыре ресторана на большой город, например, на Прагу, на Вену и это будет в еврейском квартале. Что люди делают: либо ходят в эти три-четыре ресторана, либо везут с собой огромное качество консервов. Возьмут тунца консервированного, горошек, кукурузу, консервированный хлеб, фрукты, свой кофе и свой чайник.

В Израиле продается картошка быстрого приготовления. Это называется монах ома —  горячее блюдо – аналог российского доширака, и все дни, пока находятся в другой стране, едят свою. Потому что из местных продуктов, либо идти в супермаркет и искать, что имеет сертификат кошерности, но таких мало, либо не есть ничего, кроме ограниченного количества разрешенной пищи

Фото: Монах ома

В России на данный момент из кошерного есть один чай, один сок, одно печенье. Можно есть орехи, овощи, фрукты и зелень, но проверив заранее на наличие насекомых. Мясо нельзя. Если только на нем написано, что оно кошерное. За границей не найти кошерного мяса в магазинах, потому что это особый способ забоя. Нельзя есть сыры, потому что многие из них приготавливаются с использованием сычуга — выдержки из желудков животных, что автоматически считается не кошерным продуктом.

Так люди и питаются. Либо не ездят вообще. Есть люди, которые свои каникулы, выходные и праздники проводят дома в Израиле. Например, моя коллега, которая соблюдает, никуда с семьей не ездит. Большие праздники и выходные они проводят в стране и им нормально. Они ездят на север или на юг всей семьей. У них нет горения, желания поехать, попробовать, посмотреть и полюбоваться

В завершение можно лишь отметить, как и в предыдущем материале, что кашрут – это выбор. Человек может жить в религиозной стране и позволять себе сходить в ресторан, заказав креветки или свинину в сливочном соусе с сыром.

Фото: из личного архива героя.

Наверх