Законы питания. Никаких юридических, только духовные. Часть 3.

Навигатор

В Торе – священном писании иудаизма, сказано, что в пищу можно употреблять только чистое мясо. Свинина, морепродукты и другая неподходящая евреям пища перестала употребляться верующими иудеями много тысяч лет назад, а именно, 5781. Как быть иудеем? Что есть и как жить с этими правилами?

Текст: Полина Ершова
31 августа 2021, 20:46

В течение трех материалов, вместе с Еленой, изучавшей традиции иудаизма на протяжении десяти лет и проживающей в Тель-Авиве и Ифрахом – руководителем департамента кашрута еврейской общины Петербурга, мы разберемся, как это – быть евреем в общем смысле, в условиях проживания в Израиле и Санкт-Петербурге с точки зрения питания.

В третьем материале мы рассмотрим кашрут с точки зрения евреев Санкт-Петербурга. Ифрах расскажет о тонкости жизни иудеев Петербурга, а также поделиться историями, рассказанными в общине. Здесь рассматривать основы кашрута не имеет смысла, поэтому посмотрим на особенности нашего города.

Начнём по порядку. Что касается общественных мест, у нас есть, во-первых, мясные рестораны «Лехаим» на Лермонтовском проспекте 2, и «Голден-кафе» на Лермонтовском проспекте 27 – это находится недалеко от метро «Садовая». Было до этого ещё молочное кафе, ещё у нас был ресторан «Чайхана», но оба закрылись из-за пандемии и отсутствия туристов. Стоит обратить внимание, что «Лехаим» и «Голден-кафе» — мясные рестораны, а из молочных осталось только «#Мясанет» на Союза печатников 28/29. Там, где молочный ресторан, конечно же, нет никакого мяса. Это первое – нельзя смешивать. Второе правило – мясо должно быть только кошерное, «чистое животное», а именно — парнокопытные и жвачные животные. В Петербурге, в основном, это баранина и говядина.

Фото: Лехаим, Голден-кафе, Мясанет

Есть у нас кошерные заведения в Петербурге. В каждом ресторане работает ответственный человек –  специальность называется машгиах. Я их контролирую, что они на месте, проверяют все досконально, включают печку. Религиозный еврей должен включать огонь. Также, они проверяют крупы и зелень, чтобы внутри не было насекомых, при них открывают упаковки мяса. Они удостоверяют, что мясо кошерное, что на ней есть печать кашрута. Бывает, что у нас заводы просят сертификат кашрута. Мне необходимо проверить необходимое и выписать разрешение на производство

Фото: Машгиах

Чтобы удостовериться, что заведение подает кошерную пищу, при входе в ресторан должен висеть специальный сертификат кашрута. Дается он на год. Без этого документа в этом заведении есть никто не будет, либо постараются уточнить у раввина. «Это все быстро проверяется, потому что община небольшая и все сейчас легко через сайты, через социальные сети быстро узнать», — комментирует Ифрах.

Очень непростой вопрос, на самом деле, что будет, если еврей съест не кошерное. Допустим, в стране голод, например, во времена блокады Ленинграда, и, если жизни угрожает опасность, можно употребить в пищу не кошерное. Но были такие евреи, в том же самом блокадном Ленинграде, которые не употребляли нечистую еду даже в те годы. Они старались есть только кошерное. Это такой момент, двойственный

С одной стороны, закон разрешает, с другой стороны, не кошерная еда влияет на душу и на богобоязненность еврея, поэтому здесь нужно рассматривать ситуацию и отталкиваться от нее.

Если по ошибке еврей съест не то, осквернит уста, человек раскаивается искренне и принимает для себя решение, что он так больше делать не будет. И как там наверху, что там решается, никто точно не может сказать. В принципе, когда совесть уже не мучает, наверное, ему прощают за это, ведь он сделал это неумышленно, случайно. Но то, что запрещено, то уже запрещено. Понимаете, о чем я

Такие случаи бывают парадоксальные, как люди в сложных ситуациях пытаются соблюдать кашрут. Например, была такая история. Один очень религиозный человек в советские времена, был, видимо, полудиссидентского характера. Его, недолго думая, закрыли в психиатрической больнице. Когда он ушёл из жизни, пригласили членов общины, чтобы похоронить по еврейским законам. Они сказали: «интересно, он такой человек странный. Питался у нас в больнице только медом и орехами. Даже хлеб не ел». Насколько важно для него было оставаться чистым душой, невзирая ни на что

Ещё был человек, который сидел в тюрьме. Когда мужчина отбывал срок в колонии, он питался там только картошкой и крупами. Это были шестидесятые годы. Еще, в Песах нельзя есть ничего мучного и ничего из круп. Можно потреблять в пищу из мучного только мацу. Когда ему присылали ее он ее берег до следующего года, и в течение предыдущего года не ел, берёг, чтобы было что есть в Песах

Потом, ещё кто-то рассказывал мне, что в блокаду мама была у них соблюдающая и она купила не кошерную еду какую-то с мясом. Так она детям дала, а сама даже не притронулась к этой еде. Хотя была уже на грани жизни и смерти

Все это относится к кашруту, поэтому это необходимо досконально проверять и не употреблять. От этого зависит наше благословение на материальный мир. Потому что евреи являются проводниками. Благословение от всевышнего всем остальным людям, народам, всему человечеству и всему миру. Если еврей прекращает соблюдать, нарушает законы Торы, и кашрут в том числе, это сразу влияет на все окружение и на все, что с этим человеком связано: что он видит, о чем думает, чем живет и где находится. Это непростая миссия. Так написано в книге нашей, а там уже кто хочет – верит, кто не хочет – не верит. История, прописанная в Торе, повторяется и, оказывается, все народы нас «хорошо» любят, особенно, когда мы не очень соблюдаем законы

Подводя итог трех материалов, выделим разницу. Основа кашрута – законы и правила, прописанные в Торе. Соблюдать или не соблюдать – решает сам человек. Если иудей верующий, как, например, Ифрах, пойти против правил – карается совестью и Божьим судом. Кашрут помогает человеку вести праведную жизнь, очищать мысли, любить жизнь и рассчитывать на поддержку от Всемогущего. С другой стороны, неверующий человек, как Елена, относится с уважением к соблюдающим евреям. Для них правила и законы ничем не караются, никак не влияют на жизнь, а, следовательно, не обязательны к исполнению. Для Елены есть неудобства, как, например, отсутствие транспорта после захода солнца или закрытие всех заведений в шаббат, но, привыкнув к этому, такие ограничения не кажутся невыносимыми. Тем более, еврейская культура вне Израиля в некоторых аспектах ослаблена, поэтому все правила можно воспринимать как интересный опыт (попробовать и понять для себя, сложно ли людям живется, а может, даже легче).

Фото: из личного архива героя.

Наверх