Какое будущее у петербургских лофтов?
— столько лофтов, креативных кластеров, пространств и других подобных формаций, по подсчётам редакции Piterstory, действует в Петербурге.
Культурных пространств в Петербурге достаточно много (по сравнению с другими городами страны), однако нет ощущения, что они заняли своё место в жизни города. За исключением сложившихся формаций вроде «Ткачей» и «Лофт Проекта Этажи», петербургские лофты и пространства пребывают в шатком равновесии, из-за которого практически невозможно сказать, что с ними может произойти завтра (как, например, вышло с пространством «Четверть»).
Piterstory попросил организаторов «Ткачей» и «Четверти» ответить на вопросы о настоящих и будущих проблемах креативных пространств, а также способах их решения. Кроме того, мы попросили посетителей кластеров высказать негативные моменты работы подобных формаций.
Об особенностях петербургских лофтов
Одна из основных тенденций, которые я наблюдаю в Петербурге, — пространства открывают друзья для друзей и людей, без каких-то крупных инвестиций. Они просто объединяют свои усилия под одной крышей. В мировой практике бывают и такие случаи, но и случаи, когда пространства открываются крупными девелоперами или с поддержкой города. У нас пока такой широкой практики нет, а рынок креативных индустрий не особо развит.
Вообще в России не так много городов, где есть умышленно созданные креативные пространства (я предпочитаю называть их «креативные кластеры»). Большинство находится в Москве, ещё немного в Петербурге и по одному-два в нескольких городах страны. Поэтому, наверное, нужно сравнивать петербургские лофты именно с московскими заведениями.
Главное отличие — в Петербурге меньше денег. В Петербурге меньше богатых и влиятельных людей, компаний, политических сил, общественных структур и так далее, которые по разным причинам готовы были бы вкладывать свои финансы в имиджевые проекты, «играть в долгую», тешить свои амбиции или воплощать свои представления о прекрасном.
Креативные пространства — это всё-таки не предмет первой необходимости для большинства наших людей, они не входят в «потребительскую корзину», без которой всем и каждому жизнь не мила. Креативные пространства в определённом смысле рождаются «от избытка», а «избытка» этого в Петербурге немного. Поэтому петербургские креативные пространства находятся в очень неустойчивом положении.
О том, чего не хватает лофтам в Петербурге
Дизайнер, бывает (бывала)
в «Четверти», «Тайге», «Ткачах», «Типографии» (Краснодар)
Мне сложно судить о том, чего не хватает лофтам. Там, кажется, есть всё, но большинство из представленного в таких пространствах, скажем так, не первой необходимости. Я просто не могу представить, зачем ходить туда хотя бы раз в две недели.
Чего мне не хватает? Честно говоря, хорошего и недорогого кафе. И в «Ткачах», и в «Четверти» есть — или было — где посидеть. Но эти места мне не показались уютными и располагающими. Хочется такую классическую кофейню, вроде Coffeeshop Company.
Архитектор,
бывает (бывал)
в «Четверти», «Ткачах», «Архитекторе»
и других
Я хожу в такие места только на мероприятия. Почему? Ну, мне кажется, что, на данный момент представленные там товары не слишком выгодно покупать. Я понимаю, что это связано с масштабом производства. Но зачем мне покупать рюкзак за 2000 рублей из какой-то хиленькой ткани, если я могу по той же цене купить нормальный в той же «Галерее»?
Пожелал остаться анонимным
Мне нравится в качестве исключения посетить какое-нибудь заведение в «Архитекторе». Но при всём уважении я хочу платить деньги за сервис, а сервис и в тайм-кафе, и в кластерах часто не расценивается, как какая-то важная составляющая работы. От конкретных примеров, наверное, воздержусь.
Молодым пространствам не хватает каких-то общих зон и развития именно креативной составляющей. У них очень низкая событийная насыщенность, что не вызывает дополнительного притока горожан и не влияет на культурную среду города. Скорее всего, перед кураторами не стоит такой задачи, им скорее требуется обеспечить комфортное пребывание в месте для развития своего малого бизнеса. Мы же своих резидентов баловали постоянными событиями и привлечением сотен посетителей. Это позволяло развиваться и им, и культурной среде.
Мне кажется, важно разделять креативные пространства, ориентированные на искусство, и креативные пространства, ориентированные на так называемые творческие индустрии. Например, есть «Лофт Проект Этажи» — разноплановый проект, который, в целом, стремится в «арт». А есть «Ткачи», ориентированный на предпринимателей и творческую индустрию. Хотя я очень часто сталкиваюсь с «обвинениями» в том, что «Ткачи» «являются бизнес-центром и только маскируется под арт-пространство», но они и есть бизнес-центр, но только креативный бизнес-центр.
Новым пространствам, если они будут появляться в нашем городе, следует стремиться к определённому формату, более четко определять себя на рынке и пространстве городской культуры. Есть, например, Площадка «Скороход» — театральное пространство со вполне понятной идеологией и форматом. Молодцы.
О реальных проблемах петербургских лофтов
У них много недостатков: где-то не хватает управленческого опыта, где-то — предпринимательского, где-то идей, где-то везенья. Но гораздо большее значение имеют недостатки российского бизнес-сообщества и наших чиновников. Петербургские креативные пространства лишены какой-либо поддержки со стороны городских властей (одни разговоры, да и то немного), а крупным предпринимателям они попросту безразличны.
Основными проблемами я считаю отсутствие городской поддержки, жёсткую систему получения объектов от Комитета по управлению городским имуществом, недостаток квалифицированных кадров, высокие арендные ставки и пассивность большинства горожан. С этими проблемами сталкиваются практически все пространства в Петербурге.
О том, как индустрия будет развиваться в будущем
Думаю, в ближайшее время спрос на креативные пространства будет расти. Этими проектами начинают интересоваться крупные девелоперы, есть подвижки со стороны власти. А если удастся найти способ получения пустующей недвижимости, её развития по приемлемой цене и без жёстких обременений, то это значительно ускорит процесс развития креативных индустрий.
Если экономика будет расти, и в стране будет больше денег, то, соответственно, появится больше креативных пространств. Если в стране будет повышаться уровень образования и качество потребления, то и креатив будет востребован. Для развития креативных пространств нужна так называемая «креативная экономика», а у нас пока экономика преимущественно «сырьевая». Я оптимист, но у России, как и у каждого из нас, всегда есть множество сценариев развития — как радостных, так и не очень. Жизнь страны, как и жизнь всякого человека — это постоянный выбор пути. Никогда ничего не решено окончательно.
Что до Петербурга конкретно, то сегодня существуют две противоположные тенденции: развитие города как действительной (вне зависимости от нашего любимого петербургского аутотренинга) мировой культурной столицы и сползание города в глубокую провинциальность (при этом без очарования маленького городка с камышами у озерца и старой часовенкой у речки).
Опыт других городов
Фотографии: hqroom.ru, flickr.com/photos/aaronvandorn, flickr.com/photos/floodkoff, vk.com/banyastore, vk.com/parkloft, vk.com/redoctobermsk, Дмитрий Шаромов/Greenpeace, личный архив Дмитрия Милькова, Николай Удинцев, Мария Матвеева