Кому мешает мат в театре?

Город

Петербургские деятели культуры призвали ограничить мат в театре. Piterstory разбирается, насколько это предложение актуально.

Текст: Николай Удинцев
19 марта 2014, 16:46

Инициативу поддержал вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. Он, в частности, сослался на то, что недавно слышал мат в постановке «Мадам Бовари» в театре Русской антрепризы имени А.Миронова.

История вопроса

25 февраля на заседании в Смольном представители Совета по культуре речи Санкт-Петербурга призвали театральных деятелей ограничить использование ненормативной лексики на сцене до минимума. Члены совета пояснили свою позицию: мат в театре недопустим, поскольку он мешает плану членов совета по возвращению детей в театры.

Отметим, что о полном запрете речи пока не идёт. Члены совета пояснили, что пока доносят до театралов свою «тревогу».

Театральные деятели и горожане  — о том, нужна ли цензура в театре

В будущем публичное чтение стихов Есенина, например, может оказаться вне закона

В будущем публичное чтение стихов Есенина, например, может оказаться вне закона

Игорь Ларин
Игорь Ларин
Главный режиссёр Театра на Литейном

Мат, к сожалению, в разных количествах и в разной степени есть в каждом театре. Особенно этим увлекаются молодые, авангардные режиссёры. Они видят в этом какое-то откровение, современность, какой-то довесок смысла.

Например, в Москве есть „Театр.doc“, а в Петербурге — „On. Театр“ очень любят неформатную лексику . Я ни разу не видел, чтобы мат был удачно применён на сцене. Мой слух он коробит. Ощущения мата , как и любого другого вульгарного сленга можно передать другими средствами. Важнее и интереснее, что зрителю кажется, что актёр на сцене ругается, а на самом деле ни говорит ни одного матерного слова. В театре не обязательно раздевать девушку, чтобы создать ощущение эротики.

В своих работах я избегаю ненормативной лексики — мне кажется, она в театре не нужна.

Сознательный человек вправе понимать
и познавать все особенности русского языка
5CRtxE3c6Jk
Ирина Токмакова
Театровед

Предложение об ограничении мата на петербургской сцене кажется мне абсурдным. На сегодняшний день существует требование о присвоении чёткого возрастного ценза каждому спектаклю в репертуаре. Естественно, нецензурная лексика не должна присутствовать в детских постановках, но её там и нет. Если же мы говорим о постановках 18+, то взрослый сознательный человек вправе понимать и познавать все особенности русского языка и самостоятельно решать, стоит посещать ту или иную постановку. Благо, наш город богат различными драматическими спектаклями.

Количество мата на сцене зачастую зависит от того, насколько щедро обогатил нецензурной лексикой собственный текст драматург. Так называемая „новая драма“ действительно не боится крепких слов — но их наличие никак не говорит о качестве текста, поверьте. Можно написать плохую пьесу, в которой не будет ни одного матерного слова. А можно — гениальный текст, в котором подобные выражения будут отличным образом работать на общую идею, делать характер героя более ярким, подчёркивать определённые черты. Аналогично и в отношении режиссёра.

Зрители в Петербурге очень разные, привести к единому знаменателю невозможно. Скорее, верно было бы сказать, что у каждого театра и спектакля своя публика. И режиссёр, позволяющий себе и своим артистам нецензурно высказываться со сцены, должен с уважением относиться к тому зрителю, для которого это неприемлемо.

Мат в театре и мат на рынке — разные вещи, считают некоторые петербуржцы

Мат в театре и мат на рынке — разные вещи, считают некоторые петербуржцы

Алина
Дизайнер

Из песни слов не выкинешь. Я думаю, что у театра есть определённая публика. Туда, например, не ходит молодёжь. Да и для неё такой персонаж никогда не станет героем для подражания. Это слишком обыденно, чтобы повторять после похода в театр. Это не будет каким-то шоком.

Поколение, которое ходит на постановки и составляет основную часть театральной публики, другое. Оно понимает, что мат в театре — всё равно, что обнажённая натура на картине. Они же могут отличить ругань, допустим, на рынке, от крепкого слова, например, в поэзии.

В спектакле всё должно следовать какой-то идее.
А мат, вроде, никаких новых черт
к образу не добавляет
Андрей
Журналист

Я не разбираюсь в театре — ходил несколько раз на классические и пару раз в экспериментальные постановки. Но мне кажется, что в спектакле всё должно следовать какой-то идее. А мат, вроде, никаких новых черт к образу или характеру персонажу не добавляет. Мне, например, не нравится, когда персонажи книги матерятся. Произведение сразу теряет свою ценность, становится эпатажным и неприятным.

Мат можно заменить какими-то менее жёсткими аналогами. Если же постановщик не хочет этого делать, то он, скорее всего, хочет просто шокировать публику и получить внимание журналистов.

Шесть спектаклей Петербурга, которые «пострадают»
в случае запрета мата на сцене

«Тестостерон»

Режиссёр: Александр Баргман
Премьера: 18 мая 2013 года, «Такой театр»
Что обещают: «Русскую и польскую ненормативную лексику».

«Канкун»

Режиссёр: Жорди Гальсеран
Премьера: 11 мая 2012 года, «Приют комедианта»
Что обещают: «Фантастическую трагикомедию», «любовный квадрат», «квантовую мистерию». Всё это — «18+». Постановка знаменитого испанского драматурга Жорди Гальсерана.

«Калека с острова Инишмаан»

Режиссёр: Мартин Макдонах
Премьера: 4 сентября 2013 года, БДТ
Что обещают: Помимо нецензурной лексики, рецензенты отмечают «изобилие шуток на грани фола, мрачных характеров, грубости и жестокости».

«Мадам Бовари»

Режиссёр: Мартин Макдонах
Премьера: 8 февраля 2014 года, Театр Русская антреприза
Что обещают: Постановка Андрия Жолдака, которая в оригинале идёт девять часов. Именно её раскритиковал вице-губернатор Кичеджи, несмотря на то, что ранее сам же поздравил труппу с премьерой.

Так выглядит спектакль «Москва-Петушки» в Балтийском доме

Так выглядит спектакль «Москва-Петушки» в Балтийском доме

«Москва-Петушки»

Режиссёр: Андрий Жолдак
Премьера: 7 октября 2010 года, Балтийский дом
Что обещают: Ещё одна постановка Жолдака (см. выше) — по алкогольному «бестселлеру» Венедикта Ерофеева.

«Кеды»

Режиссёр: Алексей Забегин
Премьера: 15 марта 2013 года, «Этюд-театр»
Что обещают: Спектакль про «хипстера-лузера 26 лет, мечтающего купить новые кеды».

15 марта Совет по культуре речи Санкт-Петербурга опубликовал на сайте Смольного обращение к культурным деятелям Петербурга с просьбой помочь в продвижении литературного русского языка без использования матерных слов.

Как бороться с матом в театре

Стоит отметить, что данную сферу было бы возможно регулировать двумя положениями. Во-первых, это возрастная классификация информационной продукции, которая обязывает маркировать любой источник информации цензом от нуля до 18 лет. Во-вторых, это список запрещённых к употреблению в СМИ слов. Их всего четыре. Но многократное их использование может привести к отзыву лицензии СМИ. Небольшие поправки в эти положения смогут внести ясность и в театральную сферу.

Тем не менее, призывать к ограничению театральной лексики сверх этих законов не совсем честно. Театралы не нарушают закон, а просьба Совета по культуре речи на деле выглядит очень субъективной.

Фотографии из личных архивов героев публикации,
flickr.com/photos/21644167@N04
Иллюстрации: Мария Матвеева

Наверх