Вывески единого образца

Город

Месяц назад Георгий Полтавченко обеспокоился буйством рекламных вывесок в городе и поручил градостроительному комитету разработать для них единый дизайн. Что из этого вышло, станет известно после 1 мая. А пока Piterstory вместе с дизайнерами рассмотрел рекомендации по оформлению вывесок и поразмышлял о том, какими они могли бы быть.

Текст: Юлия Власова
29 апреля 2014, 17:02

Единый реестр информационных вывесок должен быть универсальным и подходить для всех видов учреждений, будь то кафе, аптека или шиномонтаж. Таким образом власти города надеются облегчить жизнь предпринимателям. После утверждения художественно-архитектурного регламента они смогут выбрать один из вариантов оформления вывески. Использовать его можно будет без согласования с городской администрацией.

Ознакомиться с рекомендациями по художественно-графическому исполнению информационных конструкций можно на сайте комитета. Мы спросили у профессиональных дизайнеров, насколько удачны эти рекомендации и уместны ли они в Петербурге.

Что мы видим на этих листочках? Популярные в лихие для отечественного дизайна 90-е годы акцидентные шрифты

RZ4ZLhbBe_I
Павел Хан
Арт-директор
ИД «Сфера», преподаватель СПбГУ

Даже если серьезно воспринимать задачу – выбрать наиболее «подходящие» шрифтовые и цветовые решения для аптек, магазинов и ресторанов города Санкт-Петербурга, то приведённые в рекомендациях комитета шрифты и цвета выглядят как карикатура. Что мы видим на этих листочках? Популярные в лихие для отечественного дизайна 90-е годы акцидентные шрифты. Чем руководствовались при выборе этих шрифтов? Очевидно, теми же, что и двадцать лет назад, немудреными соображениями – выбрать пожирнее да покучерявее, да чтоб петербургская неоготическая и  модерновая стилистика отражалась.

Шрифты стиля модерн историчны и гармонично смотрятся только в определённом контексте, например, рядом с графикой Тулуза Лотрека, Альфонса Мухи или наших художников серебряного века. Большая часть дизайн-сообщества давно это поняла, а разработчики рекомендаций почему-то ещё нет. Цветовые рекомендации оставлю без комментариев  – пусть каждый на миг представит себе вывеску, окрашенную в приведённые цвета.

У Ильфа и Петрова выведен некий бюрократ Полыхаев, который заготовил штампы со всевозможными резолюциями
krichevsky
Владимир Кричевский
Графический дизайнер, искусствовед

Этот удивительный документ достоин газетного фельетона. Боюсь, после внедрения этого «реестра» в жизнь, петербургские вывески станут на порядок хуже. И что интересно: рекомендации исключают возможность маленькой скромной вывески-таблички (металлической или эмалированной), не вторгающейся в архитектуру и её колорит. Во многом благодаря именно таким вывескам облик амстердамов и прочих копенгагенов столь изящен и органичен. Документ комитета напомнил мне романы Ильфа и Петрова. Там у них выведен некий бюрократ Полыхаев, который заготовил штампы со всевозможными резолюциями.

Почему вывески в Петербурге не как в Европе?

RZ4ZLhbBe_I
Павел Хан
Арт-директор
ИД «Сфера», преподаватель СПбГУ

Если говорить о каком-то универсальном правиле оформления вывесок, то его нет. Любые рекомендации сверху могут быть вредны хотя бы потому, что слепое их исполнение может дать результат худший, чем в их отсутствие.

Когда я бываю в залах Матисса в Эрмитаже, невольно вспоминаю городскую среду северных европейских городов (Хельсинки, Лапеенранта, Тарту, Копенгаген). Казалось бы, какая связь? Присмотритесь к тому, как работает чёрное.

Чёрные элементы в работах Матисса настолько графичны и определённы и ахроматичны (не цветны), что соседствующие с ними цвета наполняются особой тонкостью и пронзительностью. Похожее впечатление производят вывески на улицах северных европейских городов. Есть во многих из них какое-то вполне осязаемое взглядом приезжего тяготение к каллиграфичности и ахроматизму. Чёрные, белые, черно-белые, темно-синие, чугунные, металлические, с рукописными начертаниями и начертаниями, передающими живую линию в испытанных и проверенных временем компьютерных шрифтах: антиквах и курсивах.

Как вписать вывески в городскую среду?

RZ4ZLhbBe_I
Павел Хан, арт-Директор ИД «Сфера», преподаватель СПбГУ

Почему многие владельцы европейских лавок и учреждений вполне самостоятельно, без регламентов и рекомендаций, спущенных сверху, выбирают зачастую такой ход? Потому что бережно относятся к цвету и  самостоятельной выразительности окружающей архитектуры и городского ландшафта. Монументальность архитектуры подчёркивается живой изящной линией шрифта, а цвет городской среды —сдержанным цветом табличек. Конечно, ахроматизм и графичность — далеко не единственный рецепт удачного встраивания вывески в городскую среду. Их, рецептов, бесконечно много, и все они должны учитывать каждый случай в отдельности и городской характер в общем, его «северность» или «южность», например.

Градостроительный комитет при составлении реестра пообещал учитывать как архитектурное разнообразие Петербурга, так и положительный опыт других городов. Узнать, даст ли это положительный результат, можно будет после 1 мая.

 

Фото предоставлены героем публикации.

Наверх